История появления колготок и чулок
Первые вязаные детские носки были найдены в коптских гробницах около V века до н.э. Но затем искусство вязания было утрачено и восстановлено лишь в XIII столетии, хотя появившись вязаные чулки еще долго завоевывали популярность. До этой поры чулки — панталоны шили из льняного полотна, шерсти, шелка, тонкой кожи и являлись частью именно мужской одежды.
В соответствии с модой середины ХIV века каждая из половин панталон делалась из ткани разного цвета: синие и красные, белые и розовые и т.д. Штанины обычно украшали изображением родового герба владельца или изречениями известных мужей того времени. О них писал французский монах Пьер Д’Оржен: «Одежды так коротки, что видны панталоны и то, что ими прикрыто… И панталоны эти были так узки, что надевать и снимать их без посторонней помощи было невозможно».
Именно эти панталоны (шоссы) были предком современных колготок. Шоссы цепляли к поясу специальными подвязками; их называли «шоссы с хвостом». Количество подвязок менялось в зависимости от стоимости и предназначения всего костюма — с обычным платьем носили шоссы на одной подвязке, а к парадному платью полагалось надевать шоссы с тремя подвязками, украшенными бантиками. Распространенными цветами были темные (коричневый, карминный, зеленый), исключение составляли выходные шоссы с горизонтальными полосками из разноцветных лент.
Несмотря на то, что под удлинившейся со временем одеждой чулки были не видны, их всё больше украшали, а стоили они всё дороже. Шоссы закрывали ногу полностью, до середины бедра, и прикреплялись подвязками из кручёного шелка. Как и во времена Карла Великого, они состояли из двух или трех частей: в первом случае — из носка, похожего на мешочек, и прямой длинной гетры, во втором — из напалечника, подъема и такой же гетры (пятки могло и не быть).
В ХV веке модники дополнили колготки гульфиками — жесткими футлярчиками, украшавшимися на месте прикрепления бантами и бахромой.
В XVI веке в Испании вновь получили распространение чулки, связанные вручную, которые украшались вышитыми цветными вставками.
Такие чулки очень ценились во всей Европе, но испанцы удерживали монополию на их производство.
Генрих VIIIКороль Генрих VIII Английский как-то получил из Испании одну пару таких чулок в качестве дорогого подарка.
Стоит отметить, что в прошлые века чулки являлись непременным элементом гардероба кавалеров, причем в то время в гардеробе рыцаря имели место не только теплые, но и кольчужные чулки, поскольку ноги защищать приходилось не только от ревматизма, но и от вражеских мечей и копий.
В 1589 году английский священник Уильям Ли изобрел первый вязальный станок для чулок. Чулки, связанные на станке, начинают вытеснять модные в ту пору чулки, сшитые из шелка и бархата. При Людовике XIV предпочитали светло-голубые и красные чулки, которые у колен укреплялись богато украшенными подвязками и бантами. У элегантных последовательниц маркизы де Помпадур в моде были белые кружевные шелковые чулки.
XIX век — переломный в жизни чулочных изделий. С появлением длинных трубообразных брюк значение мужских чулок утрачивается, и они, укорачиваясь, превращаются в носки. Женские же юбки становились все короче и короче и превращали ноги в объект пристального внимания мужчин, а чулки — в важный элемент моды. В это время чулки становятся слабостью деревенских женщин России. Франтихи натягивали на себя по шесть пар шерстяных чулок, и все для того, чтобы икры казались толще. Для шика их собирали на ногах гармошкой. Крестьянки победнее шли на хитрость: обматывали ноги онучами (в крестьянской одежде — обмотка для ноги под сапог или лапоть, портянка), а поверх надевали чулки. Деревенские чулки были, как правило, белые и черные. Верхние чулки были белые, а ниже – с полосами и узорами.
В последствии чулочные изделия стали незаменимым предметом женского гардероба. Еще в начале XX века при помощи специальной обработки хлопчатобумажной пряжи научились делать фильдекос (шотландскую нить)и фильдеперс (персидскую нить). Эти нити имели шелковистый вид и шли на изготовление чулок. В моде того времени были лишь темные и белые чулки. Но по мере того как все больше открывались женские ноги, прочные позиции стали завоевывать кружевные, ажурные чулки и чулки «в сеточку». Зимой дамы одевали шерстяные и толстые бумажные чулки черного цвета. Среди молодых девушек были популярны чулки коричневых тонов.
После первой мировой войны женщины были одержимы шелковыми чулками. Спрос на них был столь велик, что важнейшие изобретения в текстильной индустрии 1920-х годов — искусственный шелк и синтетические волокна — нашли в первую очередь применение для производства телесных чулок.
Изобретение в 1939 году концерном DuPont первого в мире синтетического волокна «нейлон» — можно назвать первой революцией в истории чулочных изделий. В рекламе тех лет о нем говорят, что оно имеет «прочность стали и тонкость паутин «. Нейлоновые чулки впервые поступают в продажу в Уилмингтоне (США, штат Делавэр) и имеют оглушительный успех. За первый год было продано 64 миллиона пар. Приобрести новинку покупательницы приезжали даже из Нью-Йорка. Однако вторая мировая война приостанавливает производство тонкого волокна для чулочных изделий и нейлоновые чулки становятся чрезвычайной редкостью, т.к. все производимое сырье идет на нужды армии и, в частности, на очень прочные и легкие парашюты. Окончание войны знаменует собой возвращение в магазины «нейлонок» и ведет к огромным очередям и образованию клубов их почитательниц. В 50-тые годы появляются бесшовные чулки. Технология сделала кардинальный шаг вперед и на любимом всеми женщинами предмете одежды исчезли продольные швы.
Совершенствование технологии производства приводит к такому многообразию степеней тонкости, прозрачности и расцветок предлагаемого ассортимента чулок, что стоимость их стремительно снижается и делает их значительно более доступными. В конце 50-х годов XX века чулки вытесняются колготками. Слово «колготки» было заимствовано из чешского языка и дословно переводится как чулочные штанишки.
Созданное в 1959 году специалистами DuPont эластичное волокно «спандекс», известное под торговой маркой Lycra (лайкра), окончательно завершило победу колготок над женскими умами. Новая, более эластичная текстурированная нить из полиуретана (эластан) улучшает облегание и внешний вид изделий (первые чулки производились из практически неэластичного «гладкого» полиамида). Широкое распространение рок-н-ролла и появление мини-юбок приводит к массовому распространению колготок и одними из самых модных изделий становятся непрозрачные колготки. Однако первоначально Lycra разрабатывалась и была использована при создании новой концепции белья «чулок для тела» — боди (bodywear), что избавило женщин от неудобства корсетного белья.
Впервые в производстве колготок начинает применяться Lycra, обкрученная полиамидом в чисто функциональных изделиях нить, так называемых «поддерживающих или подтягивающих колготках» для комфорта ног. Разработка и начало производства сверхтонких видов нити нового поколения ведет к началу массового применения Lycra в первоклассных очень тонких колготах и чулках, рекламируемых под названием «Satin Sheers» («прозрачный шелк» ).
Чулочные изделия с Lycra занимают господствующие позиции на рынке США и одерживают первые важные победы в Европе. К середине 90-х годов более половины всех изготовленных и проданных колготок и чулок имели в своем составе Lycra.
Третьей революцией, вероятно, наши потомки будут считать создание технологии LYCRA 3D, которая приводит к выпуску колготок, обладающих непревзойденным комфортом и внешним видом, одинаковой эластичностью по длине и ширине, что обеспечивает максимальную свободу движений и удобство. Несмотря на то, что колготки напоминают внешне детские, за счет своей сверхэластичности они идеально облегают ноги. Не случайно такие колготки стали называть второй кожей.
Чулки несут психологический аспект «предложения» и «доступности». Кружевная резинка чулок обрамляет женское естество в виде праздничной декорации, при этом чулки совершенно не скрывают женское начало, а, наоборот, подчёркивают его не-закрытость.
Это несколько напоминает «день открытых дверей».— Фотограф Андрей Бородин