30.01.2024
Olga Demidova (338 articles)

Альтернативная история Falke: как наёмный вязальщик основал трикотажную компанию мирового уровня

Официальная история компании Falke начинается в 1895-м году, когда Франц Фальке-Рохен, профессиональный кровельщик, который подрабатывал вязальщиком в зимние месяцы, открыл собственную трикотажную фабрику.

На первый взгляд история компании Falke кажется примером «успешного успеха»: стабильный рост, несмотря на две мировые войны. В наши дни не один рядовой наёмный работник, уверившись в том, что познал все тонкости ведения бизнеса, увольнялся, чтобы основать собственную компанию, а спустя короткое время терпел оглушительный крах. Какими были обстоятельства того времени, почему они оказали положительное влияние, при том, что многие деловые предприятия рушились?

Всё, что известно из официальных источников — приобретённая фабрика находилась в Шмалленберге. Начнём исторические изыскания из этой отправной точки.

Вязальная мастерская Veltins & Wiethoff в начале 1930-х годов: изготовление чулок было почти исключительно женской работой.
Вязальная мастерская Veltins & Wiethoff в начале 1930-х годов: изготовление чулок было почти исключительно женской работой.

Чулки для мирового рынка

Давние традиции обработки шерсти в Шмалленберге

Шерсть-сырьё поставляли местные овцеводы; затем пряжу пряли и обрабатывали в домашних условиях. Валяльная фабрика по переработке шерстяных тканей уже существовала в 1416 году на Ленне (на реке Лакен), вторая валяльная фабрика существовала в Графшафте. Около 1800 года производство шерстяных чулок в издательской индустрии увеличилось. Предприниматель в качестве поставщика обеспечивал рабочих сырьём (шерстью) и частично рабочими инструментами (складными стульями), затем работа выполнялась на дому. Одним из крупных предпринимателей был городской пенсионер Каспар Штерманн, который в 1853 году нанял надомников на 44 стула (26 из них размещались в его доме на Остштрассе, 63). У Штерманна производились так называемые «вестфаленжаке» (китовые куртки), а также куртки для мясников и шкиперов, шарфы и чулки.

Первые прядильные и трикотажные фабрики

Рост шерстяной промышленности Шмалленберга начался в 1850 году. Чтобы быть независимым от поставок пряжи, Штерманн и его партнёр основали прядильную фабрику Störmann & Bitter в Шмалленберге в 1851 году и производили шерстяную пряжу с помощью Selfaktor (прядильной машины с подвижной кареткой, на которой установлены веретёна) с 264 веретёнами силами 13 рабочих. Вторая прядильная фабрика была построена в 1865 году Якобом и Даниэлем Мейзенбургами на Ленневизене, третья — в 1867 году братьями Майклом и Саломоном Стернами.

Новый этап в текстильном производстве начался в 1868 году, когда Франц Кайзер основал первую трикотажную фабрику: только в 1863 году была изобретена вязальная машина Ламба и стала возможной механизация вязания. Большинство фабрик (прядильные фабрики, красильные заводы) теперь также включали в себя трикотажную фабрику.

Практика ведения бизнеса не всегда была честной: так компания Veltins & Wiethoff (которая в 1870 году приобрела компанию Störmann & Bitter в качестве бывших сотрудников или родственников) тайно обучала своих работников обращению с машинами в качестве сотрудников Kayser. В 1872 году они перенесли трикотажную фабрику в пристройку на Вестштрассе, 13.

Компания Stecker, основанная в 1883 году пятью братьями и сестрами, занималась исключительно вязанием. Братья и сестры работали посменно и сами выполняли все второстепенные работы. Выпускались куртки из чистого хлопка и шерстяные чулки. После смерти старшей сестры Софи Стекер (1864-1957) руководила компанией и продажами. Она представляла свою продукцию покупателям в Кёльне и других местах: для женщины в те дни это было довольно необычно. С 1909 года она успешно расширила ассортимент, включив в него детскую одежду.

В 1895 году профессиональный кровельщик и вязальщик-любитель Франц Фальке открыл собственное дело с десятью вязальными машинами. Почти 10 лет спустя, в 1908 году, семья Фальке открыла свой первый филиал, а в 1918 году они купили прядильную фабрику в Мейзенбурге. В 1920-х годах были основаны филиалы в Берлине, Хемнице, Гельзенкирхене и Билефельде.

Конфискация предприятий, принадлежащих евреям, в 1930-е годы

В 1930-е годы конфискация предприятий, принадлежавших евреям, была важным аспектом антисемитской политики, проводимой нацистским режимом в Германии. Этот процесс был частью более широкой стратегии по маргинализации и лишению избирательных прав еврейского населения, что в конечном итоге привело к систематическим преследованиям и, в конечном итоге, к истреблению во время Холокоста.

Предыстория и контекст

Возвышение Адольфа Гитлера и нацистской партии в Германии в начале 1930-х годов стало поворотным моментом на политическом ландшафте страны. Антисемитская идеология нацистов в сочетании с их агрессивной националистической программой привела к широко распространенной дискриминации евреев в различных аспектах немецкого общества, включая экономическую деятельность.

Правовые меры и дискриминационная политика

Нацистское правительство приняло ряд законов и постановлений, направленных на изоляцию и преследование еврейского бизнеса. Одной из наиболее заметных мер была «арианизация» предприятий, принадлежавших евреям, которая включала передачу собственности и контроля над этими предприятиями немцам-неевреям. Этому процессу способствовали правовые механизмы, которые систематически лишали евреев их прав собственности и экономических активов.

Процесс конфискации

Конфискация фабрик, принадлежавших евреям, носила систематический и принудительный характер. Под предлогом поддержки так называемой политики «арианизации» правительственные учреждения, часто работающие в сотрудничестве с чиновниками нацистской партии и военизированными организациями, такими как СА (Sturmabteilung), насильственно захватывали контроль над промышленными объектами, принадлежавшими евреям. Эти конфискации часто сопровождались запугиванием, угрозами и насилием в отношении владельцев еврейского бизнеса и их сотрудников.

Влияние на еврейских владельцев бизнеса

Конфискация фабрик, принадлежавших евреям, имела разрушительные последствия для пострадавших. Многие еврейские предприниматели и промышленники увидели, что дело их жизни было разрушено и экспроприировано, что привело к финансовому краху и личным трудностям. Более того, потеря бизнеса также означала потерю средств к существованию для бесчисленного количества сотрудников, которые были уволены или маргинализированы из-за дискриминационной практики найма.

Международный ответ и наследие

Реакция международного сообщества на эти конфискационные меры была неоднозначной: некоторые страны выразили осуждение, но предприняли ограниченные действия для облегчения тяжелого положения еврейских владельцев бизнеса в Германии. Долгосрочное наследие этих конфискаций глубоко переплетено с более широкой историей антисемитизма, дискриминации и нарушений прав человека, которые характеризовали нацистскую эпоху.

Конфискация заводов, принадлежавших евреям, в 1930-х годах была преднамеренным и систематическим компонентом антиеврейской политики нацистской Германии. Это представляло собой серьезную несправедливость, которая не только подорвала экономические права личности, но и предвосхитила трагическую траекторию преследований, кульминацией которых стал Холокост.

Недатированное фото еврейского магазина в Вене с антисемитскими лозунгами, разрисованными на стенах и витринах. Австрийским властям потребовалось более 40 лет, чтобы предпринять серьезные усилия по возвращению еврейской собственности, разграбленной нацистами. AP Photo/Dokumentationsarchiv des Oesterreichischen Wiederstandes
Недатированное фото еврейского магазина в Вене с антисемитскими лозунгами, разрисованными на стенах и витринах. Австрийским властям потребовалось более 40 лет, чтобы предпринять серьезные усилия по возвращению еврейской собственности, разграбленной нацистами. AP Photo/Dokumentationsarchiv des Oesterreichischen Wiederstandes

Нацистский закон 1938 года заставил евреев зарегистрировать свое богатство, что облегчило его кражу

Восемьдесят лет назад этот указ стал поворотным моментом в усилиях нацистской партии по вытеснению евреев из немецкой экономики.

Новый закон был принят всего через несколько недель после аншлюса, аннексии Австрии нацистской Германией. 26 апреля 1938 года вступил в силу «Декрет об отчётности об имуществе, принадлежащем евреям», изданный правительством Гитлера, требующий от всех евреев как в Германии, так и в Австрии регистрировать любое имущество или активы стоимостью более 5000 рейхсмарок ( около 2000 долларов США в американских долларах), валюте того периода, или 34 000 долларов сегодня). От мебели и картин до страхования жизни и акций — ничто не могло не попасть в реестры. К 31 июля того же года немецкие финансовые чиновники собрали документы примерно у 700 000 еврейских граждан — 7 миллиардов рейхсмарок, богатства, учтённого для санкционированной государством кражи, известной как «арианизация».

«Арианизация, по сути, была гигантской трансъевропейской операцией по торговле краденым товаром», — пишет историк Гетц Али в книге «Бенефициары Гитлера: грабеж, расовая война и нацистское государство всеобщего благосостояния». По мере того как оккупированная нацистами территория росла от Австрии до Польши и далее в Восточной Европе, росло и число еврейских семей, у которых нацисты могли поживиться. Евреи сталкивались с дискриминацией в Германии — и большей части Европы — до апрельского указа 1938 года, но этот новый закон стал поворотным моментом. Один юрисконсульт нацистского министерства экономики считал это «предвестником полного и окончательного удаления евреев из немецкой экономики».

Когда Адольф Гитлер впервые пришел к власти в 1933 году благодаря Закону о полномочиях, который предоставил ему и его министрам полный законодательный контроль, немецкая экономика всё ещё не оправилась от Великой депрессии. Гитлер обязал своё правительство проводить две основные экономические политики: военное вооружение и автаркию, или экономическую самодостаточность. Поощряя использование немецкого угля и облагая налогами армию, Гитлер повел свою страну к процветающей экономике. Но даже когда финансовое положение страны восстановилось, ему потребовалось больше денег для армии, и поэтому он создал фиктивное частное предприятие для обеспечения долговых обязательств, пишет историк Али. Каким-то образом эти фальшивые деньги нужно было сделать реальными, чтобы различные правительственные структуры, такие как военные, действительно имели капитал для функционирования, не разрушая экономику, и именно здесь в игру вступило еврейское богатство.

Гитлер поддерживал яростную форму антисемитизма, которая предлагала немецким гражданам врага, вокруг которого можно было бы сплотиться. Он возлагал на евреев ответственность за военное унижение Германии во время Первой мировой войны, а также поощрял веру в то, что евреи разбогатели за счет воровства у арийцев. «Грабительская часть [декрета Гитлера] заложена в эту идеологию, согласно которой эти люди — паразиты, которые привязываются к нам, и живут, высасывая нашу кровь, и мы имеем право наказать их и забрать всё это обратно», — говорит Питер Хейс, почётный профессор истории и немецкого языка Северо-Западного университета и автор книги «Как это было возможно?».

Более того, нацистская идеология утверждала, что евреи были особенно богатыми гражданами Германии, несмотря на то, что большинство еврейских семей относились к среднему классу, говорит Хейс. Указ 1938 года не только перераспределит богатства в пользу нееврейских граждан, которых нацисты считали законными владельцами, но и побудит больше евреев покинуть страну, что было ещё одной целью Гитлера на тот момент. (Решение о массовом уничтожении евреев, известное как «Окончательное решение», пришло через несколько лет, в конце 1941 года).

После регистрации собственности в апреле 1938 года еврейские граждане сталкивались с растущим числом экономических законов, которые подрывали их средства к существованию. Они лишились пособий и льгот по рождению детей и были вынуждены перейти на самую высокую налоговую категорию независимо от своего дохода, пишет историк Мартин Турау. После этого многим принадлежащим евреям фирмам были ложно предъявлены обвинения в уклонении от уплаты налогов, начиная с 1920-х годов, и они были вынуждены погасить эту «задолженность».

Для тех евреев, у которых была возможность покинуть страну, легальная эмиграция означала отказ от 50% своих денежных активов, а затем обмен остальной части оставшихся рейхсмарок на валюту любой страны, которая становилась конечным пунктом назначения. «К концу 1938 года они позволяли евреям оставлять в чужой стране только 8 процентов от стоимости их рейхсмарок», — говорит Хейс, — что только затрудняло поиск безопасного убежища, поскольку еврейские беженцы не могли взять с собой ни одну марку, свои сбережения.

И, что ещё хуже, куда им вообще эмигрировать?

«Я формулирую это следующим образом: американская иммиграционная политика по отношению к евреям была ужасной, если не считать сравнения с любой другой страной на земном шаре», — говорит Хейс. В то время как США вводили всё более строгие законы об иммиграции, ограничивая количество евреев, которые могли въехать в страну, Канада приняла в общей сложности только около 5000 еврейских иммигрантов, а Великобритания лишь временно разрешила большее количество иммигрантов после погромов «Хрустальной ночи» в ноябре 1938 года, прежде чем вернуться к послевоенной политике относительно евреев.

Независимо от того, оставались ли еврейские граждане в Германии и Австрии или уезжали, они были обречены потерять большую часть нажитого, если не всю свою собственность. Чуть менее половины этих активов досталось непосредственно немецкому государству. По словам Хейса, в государственном бюджете на 1938–1939 годы целых 5% приходилось исключительно на конфискованные у евреев богатства. Остальная часть активов досталась гражданам-неевреям в виде домов, предприятий и товаров, проданных значительно дешевле их стоимости.

Это оставило еврейских граждан без средств к существованию, без домов и без какой-либо связи с их предыдущей жизнью. Как пишет историк Лиза Сильверман о действии указа в Австрии: «Неспособность закона защитить их собственность была одним из первых шагов к стиранию как нынешней, так и будущей идентичности австрийских евреев».

А простые граждане были более чем готовы участвовать в разграблении еврейской собственности. «Когда нацисты уничтожат еврейских жителей деревни на востоке Польши [позже во время войны], первое, что они сделают, — это раздадут всю собственность местным жителям», — говорит Хейс, — «Это был способ заручиться поддержкой народа. Это делало соучастниками оккупантов и оккупированных, а также стало общими интересами, и нацисты этим воспользовались».

Владельцы бизнеса получили такую же выгоду, как и частные лица. Такие компании как Neckermann, продававшие товары по почте, и Evonik, производственная группа, ранее известная как Degussa, купили предприятия, ранее принадлежавшие евреям. Способность консолидировать власть сделала их лидерами своих отраслей и неявными партнерами нацистского правительства. Каждая из этих транзакций была законной, и многие из них тщательно фиксировались.

К концу войны около 6 миллионов евреев были убиты в Холокосте. Для выживших проблемы, связанные с возвращением в свои дома, варьировались от страны к стране. В то время как Франция и Германия полагались на свои записи, чтобы вернуть собственность и произвести ту или иную форму репараций за утраченный бизнес и активы, конфискованные в течение десятилетий, другие страны более неохотно предлагали реституцию. В Австрии, например, «правительство не чувствовало себя обязанным компенсировать истцам», поскольку страна считала себя жертвой нацистской Германии, пишет Сильверман. Правительство Нидерландов начало предлагать компенсацию за акции, украденные у еврейских граждан во время Второй мировой войны, до 2000 года, после многих лет призывов к расследованию этого вопроса. В странах Восточной Европы, таких как Польша, Румыния и Венгрия, ситуация ещё хуже.

По мнению Хейса, урок, который следует извлечь из апрельского закона 1938 года и всего, что последовало за ним, заключается в том, насколько глубоко антисемитская нацистская идеология проникла в различные слои общества в странах по всей Европе. «Тяжело наблюдать, как они медленно закручивают гайки на людях, и как государство может сделать чью-то жизнь невыносимой и заставить вас чувствовать, что вы противостоите этой гигантской машине».

Но ещё более ужасающим, по его словам, является то, что собственность ценится выше, чем жизнь. «Примечательно, что убийство людей было самой легкой частью того, что делали нацисты», — говорит Хейс, — «Они могли сделать это быстро, они могли сделать это дешёво, но затем они потратили целую вечность на собственность, ведя её учет, обрабатывая её. Примечательно, что людей ликвидировать легче, чем имущество».

В 1958 году Falke приобрела фабрику по производству тонких чулок в Ули.
В 1958 году Falke приобрела фабрику по производству тонких чулок в Ули.
Франц Фальке-Роэн-младший (1885-1951): Он унаследовал компанию от своего отца и оказал решающее влияние на дальнейшее развитие компании. Он также был мэром Шмалленберга в течение многих лет.
Франц Фальке-Роэн-младший (1885-1951): Он унаследовал компанию от своего отца и оказал решающее влияние на дальнейшее развитие компании. Он также был мэром Шмалленберга в течение многих лет.

Как развивалось производство изделий из чистой шерсти

Чулочно-носочная промышленность Зауэрланда в основном производила изделия из грубой шерсти: куртки и носки. Благодаря этим стандартным изделиям грубой вязки компания могла выделиться на фоне изделий из тонкой шерсти своих саксонских конкурентов, удовлетворила большой спрос в близлежащей Рурской области и смогла обойтись без относительно неквалифицированной рабочей силы.

Такие производства также неоднократно получали заказы от армии: во время франко-прусской войны 1870-1871 годов немецкие солдаты носили куртки Störmann и носки Cayser; во время Первой мировой войны компания Stecker производила нижнее бельё, защитные очки для головы и ушей; во время Второй мировой войны производство считалось важным для военных действий, что также привело к использованию принудительного труда.

Домашняя работа и деятельность в области поставок сырья продолжались и в 20 веке. Однако примерно в 1960 году у большинства компаний были централизованные филиалы, где от 15 до 120 работниц — все они были женщинами — выполняли простые задачи на станках: они подбирали длину, обрабатывали заготовки чулок на соединительных машинах или сшивали трикотажные трубы вместе.

Время работы сильно изменилось: в 1900 году рабочие трудились по 58 часов в неделю, в 1918 году рабочее время было установлено на уровне шести дней и 48 часов в неделю. 40-часовая рабочая неделя появилась в 1960-х годах. Во время Первой мировой войны возрастной ценз для работающих был снижен с 70 до 65 лет. Преобладали патриархальные условия: послушание считалось само собой разумеющимся. Но начальник также заботился о работниках и всегда присутствовал при этом.

До 1914 года Veltins & Wiethoff была крупнейшей компанией в Шмалленберге со 100 сотрудниками; Falke сильно расширилась после 1-й мировой войны и в 1920-х годах насчитывала несколько сотен сотрудников. До 1945 года в Stecker работало 200 человек. Кроме того, активно действовало множество небольших компаний.

В эпоху национал-социализма продолжалось производство чулок, спецодежды и верхней одежды (Stern) или детского нижнего белья (Stecker).

Falke купила компанию Stern в 1938 году по выгодной, как считается, для всех сторон сделке, бывшие владельцы-евреи которой могли успеть покинуть Германию.

Во время войны на предприятиях часто работали подневольные работники, выходцы из восточных регионов. К концу войны производство на большинстве фабрик остановилось. Во время захвата Шмалленберга в 1945 году фабрика Stecker была разрушена; фабрика Veltins & Wiethoff была закрыта американцами.

Структурные изменения после 1960 года

Постепенно производство возобновилось. Неустрашимая Софи Стекер и её племянник приступили к восстановлению своей компании. Многочисленные перемещенные лица с Востока нашли работу на текстильных фабриках. К 1950 году на текстильных фабриках города уже снова работало 1800 человек (две трети из которых составляли женщины). В 1960-х годах производство работало полным ходом: были наняты гастарбайтеры. 90% рабочих мест в Шмалленберге прямо или косвенно зависели от текстильной промышленности. Falke стала крупнейшим работодателем.

В конце 1960-х годов экспансия прекратилась из-за усиления конкуренции (дешёвый импорт с Дальнего Востока), последствий структурного кризиса в Рурской области и изменения потребительских привычек. В 1980 году только около 30% рабочих мест в Шмалленберге было занято в текстильной промышленности. Некоторым традиционным компаниям, включая Veltins & Wiethoff в 1974 году, пришлось закрыться, в то время как другие перенесли производство в страны с низкой заработной платой, закрыли филиалы или расширили свои коллекции. Компания Falke смогла успешно заявить о себе на рынке благодаря изменениям в производстве и переездам. Компания начала производить нейлоновые чулки в 1958 году, а в 1970 году также занялась производством спортивных изделий, создавая производственные ниши и уникальные точки продаж посредством дизайнерской одежды.

Историческая вязальная машина компании Falke в музее Хольтхаузена.
Историческая вязальная машина компании Falke в музее Хольтхаузена.
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Плотные чулки перестали быть признаком изысканности, и сегодня существует крайне незначительная разница между дешёвыми и дорогими вариантами. Они станут ещё дешевле, если вы сразу приобретёте шесть пар одного оттенка, подобрав правильный размер и длину. Теперь нет оправдания чулку со стрелкой или с поднятыми петлями. В вашей сумочке всегда должна быть запасная пара как страховка от неприятных неожиданностей.

— Женевьев Антуан Дарьо

Теги Falke

Olga Demidova

Блогер - это тот, кто не может не писать.


Комментарии

Комментариев нет! Вы можете первым прокомментировать эту запись!

Написать комментарий

*