«Девочка с носками», «Купание в носках» и другие старые полотна на новый лад в коллекции St.Friday Socks
Сейчас модно откровенно признаваться в своём невежестве, и вот я давно хочу сказать, что #НеПонимаюИскусство. И вообще знаменитые полотна выглядят подозрительно. Возьмём «Чёрный квадрат» Малевича. Подозреваю, что художнику не удалось изобразить желаемое, поэтому он взял да и нарисовал поверх чёрный квадрат. А цветные точки на его поверхности — это случайно попавшая краска с другой картины. Вот если бы кто додумался обмыть «Квадрат» как «Данаю», то мы бы узнали, что находится в нижних слоях, какой потенциальный шедевр там притаился.
В общем, если бы не St.Friday Socks, то ничто бы не потревожило моих позабытых впечатлений от посещения Третьяковки в… Очень давно! Но даже смутных воспоминаний достаточно, чтобы сопоставить скетчи на носках с оригиналами и понять, что первое скорее пародирует второе. Не удивлюсь, если какой педагог заявит, что эту коллекцию St.Friday Socks нельзя показывать школьникам, а ещё лучше — запретить, ибо они не стимулируют желание приобщиться к высокому. И вообще, может ли существовать конспект картины? Давайте сравним оригинал и копию!
«Девочка с персиками» VS «Девочка с носками»
Полотно «Девочка с персиками» кисти Валентина Александровича Серова создано в 1887 году. У фотошопера потянется рука как минимум к кнопке Blur, а любители HDR прогнали бы картину через серию фильтров, добившись идеальной по сегодняшним понятиям чёткости и насыщенности. Но в те годы подобная манера считалась приемлемой.
А теперь взглянем, что вышло у St.Friday Socks, на что их вдохновила «Девочка с персиками»…
Персики у девочки не отобрали, а вместо живописных листьев подложили на стол носки. Носки — не простые, а дизайнерские и со смыслом.
Интересно, опознают ли по этим носкам оригинальное полотно те, кто его ранее не видел? Сомнительно… А вот на выходе из Третьяковки, быть может, и купили бы…
«Купание красного коня» VS «Купание в носках»
«Купание красного коня» было написано Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в 1912-м году и дало пищу для продолжительных дискуссий. Его назначили созданным на стыке эпох образцом нового творчества и тому подобное. По поводу красноты коня ничего особенно интересного не пишут, хотя он — явный главный персонаж. Быть может, под красным конём автор подразумевал некую политическую силу? И удалось ли передать импрессию в носочном варианте?
Красного мало, да и сам конь мелковат. А жёлтое тело верхом и вовсе невыразительно. На мой взгляд не похоже! И без разъяснений в виде помогающей выстроить ассоциативный ряд фотосессии с трудом узнаваемо.
К фото много вопросов: почему конь не купается, зачем на нём седло, а на всаднике — подгузник? Понятно, что лето выдалось холодным, но всё же… Хотелось бы побольше исторической правды и художественного сходства. Да и к выражению глаз коня и всадника есть вопросы — без огонька они!
«Похищение Европы» VS «Сидящая на мотоцикле»
Ничего необычного — приехали на побережье отдохнуть и пофотографироваться, кроссовки смыло во время прилива, поэтому девушка осталась в одних носках. А, может быть, ноги промокли, и она так высушивает носки… А в оригинале всё было романтичней. В отличие от бытовой сцены с купанием коня Европу похитили. Сделал это небожитель, притворившийся быком и уверенный во вседозволенности для таких как он.
Под личиной быка скрывался Зевс, и ему это насилие сошло с рук. А Валентин Серов нашёл сюжет подходящим, чтобы запечатлить его на полотне. Быть может, в современном варианте девушка позирует на угнанном «покататься» мотоцикле? Почему было не пригласить на съёмки настоящего живого быка, ведь коня нашли?
Сюжеты с воровством невест повторяются и в наши дни. И, быть может, специально для них были созданы и эти носки?
Вообще странно, что в эпоху феминизма подобные ситуации продолжают вдохновлять.
«Алёнушка» VS «Алёнушка в носках»
«Алёнушек» много. На это обратили внимание ещё в кинофильме «Чародеи». Сюжет полотна Виктору Васнецову навеяла русская народная сказка о «сестрице Алёнушке и братце Иванушке», а прототипом стала реальная девушка. Примечательно, что вначале картина звалась «Дурочка Алёнушка». Художник очень старался передать грусть-тоску, а потому не раз переписывал девичий образ. Отразилась ли эта грусть в глазах носочной Алёнушки?
Какая-то она скорее злая, чем печальная!
Да и модель на фото выглядит скорее заинтересованной, нежели отрешённо-подавленной.
Комфортно ли ей в одних носках, без обуви?
«Демон сидящий» VS «Демон сидящий в носках»
Несмотря на анекдоты по поводу фамилии и стоимости готовых работ, картины Врубеля ценились дорого. Это полотно было написано по мотивам лермонтовского «Демона». По задумке образ должен был выйти властным, но угнетаемым внутренними противоречиями. Лицо имеет женские черты, что вполне в духе современности. Ниже — современная интерпретация.
Носочки для демона:
Пожалуй, в них даже удалось передать демонический дух. Вот только полотенце смотрится странно…
В этой коллекции есть ещё одни носки, ещё один сюжет… В фотосессии он выглядит забавно — гора носков…
Источником вдохновения послужила картина Василия Верещагина «Апофеоз войны».
И, собственно, сами носки:
В St.Friday Socks идею создания обосновали таким образом:
Что думаете по этому поводу?
Ольга Демидова
Плотность колготок или чулок говорит о плотности вязки, и чем выше уровень плотности, тем прочнее ткань; ден — масса нити, чем выше количество ден, тем грубее, тяжелее и прочнее чулки.
— Женевьев Антуан Дарьо