Халат не так прост, как кажется
В чём вы ходите дома? Старая футболка, «дачные» шорты, специально купленный «удобный» халат с молнией? Или в уютном флисовом халате, который заодно работает как робот-пылесос, собирая на себя всю пыль и мелкий мусор, пока вы в нём перемещаетесь по дому или лежите на диване?
В Древнем Китае халат выполнял роль «визитки» сообщая окружающим о статусе хозяина. Пеньюары — прозрачные дамские халатики — вначале служили лишь утилитарным целям, и лишь со временем получили ранг орудия соблазна. И даже известный мужской смокинг своим происхождением обязан халату. Так что обычный домашний халат вовсе не так прост, как кажется.
Родина халатов — Восток, и кимоно — прямой потомок древних халатов. Слово «халат» произошло от арабского «hil at» — «почётное платье». Ещё в Древнем Китае халат служил домашней одеждой, в которой не только выполняли повседневную работу, но и встречали гостей. В наши дни мемом стал образ домохозяйки в неопрятном халате, стоптанных тапочках и бигуди, примерно также было и в Древнем Китае: считалось крайне неприличным встретить гостей в старом, ветхом халате.
Шёлковый халат золотистого цвета мог носить лишь император, а по вышивке можно было определить ранг чиновника. Журавль — перед нами сановитый придворный персонаж, сорока — один из самых низших чинов.
Украшать свой халат вышивкой с драконами могли лишь мужчины, женщинам надлежало использовать бабочек и цветы.
Хороший халат был дорогим удовольствием и считался ценным подарком, и не только в Китае, а также в Индии.
Многослойный тренд — вовсе не изобретение нашего времени. В Азии издавна было принято одеваться многослойно, причём несколько слоёв составляли именно халаты: их шёлка, хлопка и шерсти. Такой приём обеспечивал телесный комфорт в условиях типичного для Азии климата — с жарким днём и холодной ночью.
В Азии долгое время халаты считались исключительно мужским видом одежды, и лишь со временем женщины получили право их носить.
Открытие Америки придало процессу ношения домашних мужских халатов свежий смысл: они оберегали одежду от искр и сигарного пепла. Считалось, что пепел не нужно сбивать — он должен был упасть самостоятельно, что плачевно сказывалось на одежде. Поэтому при посещении курительной комнаты мужчины облачались в специальные халаты, которые со временем стали шить из гладких тканей. С течением времени халаты укоротились до длины пиджака, основную часть делали бархатной, оставляя при этом лацканы из атласа или сходной по свойствам гладкой ткани. Так халат оказался предком смокинга — пиджака для курения, существующего и поныне.
Галантный век, пришедшийся на время правления Людовика XV, то бишь продлившийся с 15-го по 70-е годы XVIII века, породил пеньюары — халаты-накидки, предназначавшиеся для защиты одежды от косметики. Процесс напудривания париков, лиц, шеи и плеч рисовой мукой с целью добиться фарфоровой бледности влёк за собой порчу одежды. Логично было её защитить, что и делали с помощью халатов. У венецианок вошёл в обиход халат-рокетти, надеваемый во время нанесения макияжа, а у француженок — халат-пеньюар, получивший название от слова «пенье» — расчёсывать.
Когда наступила мода принимать гостей в неглиже, пеньюары стали играть в этом процессе одну из главных ролей. А халаты тем временем продолжили занимать места функциональной одежды, вытесняя даже фартуки.
Фартуки носили почти все, кто был занят ручным трудом. Фартук был предназначен, как изначально пеньюар и рокетти, для защиты одежды. Говорят, что 1860-х английский хирург-гигиенист Джозеф Листер из Глазго, уделявший огромное внимание антисептике, предположил, будто белые халаты способны бороться с микробами. Со временем выяснилось, что дело не в белом цвете, а в чистоте халатов и частоте их смены, но сама идея защищать одежду от пыли, грязи и прочего нашла практическое применение. Рабочие халаты стали частью униформы парикмахеров, столяров и даже продавцов.
В XIX-м веке мужской халат пережил возрождение, случившееся благодаря Голливуду и модным веяниям. В ту пору стала популярной домашняя роскошь вопреки лаконизации уличного и праздничного официального костюмов. В домашней обстановке аристократы и богачи стали надевать шикарные халаты. Эта мода пришла с Востока — из колониальных стран. Кларк Гейбл, Уильям Пауэлл, Ральф Ричардсон и прочие секс-символы расхаживали в кадре, вырядившись в атласные халаты поверх идеально белых рубашек. Считалось нормой придя домой сменить фрак, сюртук или визитку (а позже — и пиджак) на домашний халат, оставив все прочие детали костюма. Так халаты стали символами мужской элегантности.
Модельер Диана фон Фюрстенберг придумала вещь, ставшую культовой: платье с запахом, оно же — платье-халат. Эта вещь вошла в моду в 1970-е, а всего было продано около 5 000 000 экземпляров. В 1985-м, спустя 11 лет после начала продаж знаменитой модели, фон Фюрстенберг намеревалась приостановиться, но в 90-х мода сделала очередной финт, и платья с запахом обрели новую жизнь. Когда кто-то из журналистов поинтересовался у Дианы фон Фюрстенберг о том, не надоела ли ей самой культовая модель платья, она ответила так: «Как оно мне может надоесть? Оно же платит по моим счетам».
Плотность колготок или чулок говорит о плотности вязки, и чем выше уровень плотности, тем прочнее ткань; ден — масса нити, чем выше количество ден, тем грубее, тяжелее и прочнее чулки.
— Женевьев Антуан Дарьо