История колготок, чулок и носков
История колготок, чулок и носков имеет множество вариаций. Мы предлагаем вам ознакомиться с ещё одной, которая описывает процесс эволюции чулочно-носочных изделий начиная от женских носков, существовавших ещё в Древней Греции, и вплоть до современных.
История вопроса
История создания чулочно-носочных изделий начинается в древнее время с носков. Современные носки – это изделия, покрывающие нижнюю часть ноги человека, включая щиколотку или щиколотку и часть икры. Носки предназначаются для женщин, мужчин и детей.
Первые носки появились в Древней Греции в VI веке до н.э. В тот период их носили только женщины. Изготовленные из мягкой кожи, носки закрывали пятки и пальцы ног. Этот предмет являлся домашней одеждой: дамы надевали их перед тем, как лечь спать. Для мужчин в этот период считалось постыдным носить носки, их использовали только актеры для исполнения
комических ролей.
Позднее носки получили широкое распространение в древнем Риме, где также являлись атрибутом женского гардероба. Римлянки использовали носки в повседневной жизни, появлялись в них на людях.
С I века н.э. германские племена начали экспансию в Римскую империю. Они первыми стали использовать носки в мужском гардеробе. Их выкраивали единым полотном из ткани, затем сшивали в центре – от носка до середины подъема, либо сбоку с внешней стороны до пятки. Высота носков была до щиколотки, их надевали под грубую обувь. Впоследствии носки стали носить и другие этнические группы вне зависимости от пола. В I веке н.э. древнегреческий поэт Марциал в своих произведениях называл носки «прибежищем для стоп из ткани». С IV века этот предмет являлся неотъемлемой частью гардероба католических священников. Служители церкви носили белые льняные носки.
Первые вязаные носки были найдены в коптских гробницах около V века до н.э., это были детские носки, но затем искусство вязания было утрачено и восстановлено лишь в XIII столетии, хотя появившись, вязаные чулки, еще долго завоевывали популярность.
С VII века скандинавские викинги начали носить шерстяные носки высотой до щиколоток или до лодыжек.
В Средние века значительно увеличилась высота носков. По внешнему виду они были похожи на современные гольфы – закрывали почти всю голень. Изготовленный из ткани или кожи, предмет плохо сидел на ногах, морщился и собирался в складки. В конце эпохи Средневековья носки стали атрибутом исключительно мужского гардероба. Их высота была чуть ниже колена. На Руси крестьяне носили онучи: они обматывали ступню и голень холщовой тканью, а затем надевали лапти. Чтобы онучи держались, их перевязывали веревкой вокруг ноги.
В XIV веке популярностью стали пользоваться вязаные чулки. Их изготавливали ручным способом, некоторые модели украшали цветными вставками. Чулки достигали верхней части бедра и по бокам крепились шнурками к поясу. С середины XIV века предмет начали сшивать вместе. В Италии плотно облегающие штаны обозначались термином «кальсоны».
Первоначально кальсоны изготавливали из шерсти, бархата, шелка. Иногда они выполнялись из двух контрастных по цвету тканей. Женщины надевали кальсоны под платье во время верховой езды. У мужчин они являлись частью повседневного гардероба.
В середине XVI века среди женщин популярностью стали пользоваться шелковые чулки. Законодательницей новой моды стала Елизавета I. В годы ее правления, в 1589 году, английский священник магистр теологии Вильям Ли изобрел первый вязальный станок для чулок с крючковыми иглами. Чулки, связанные на станке, начинают вытеснять модные в ту пору чулки, сшитые из шелка и бархата.
Ли не удалось получить сертификат (который сегодня называется патентом), выдаваемый королевой Елизаветой Ι. По широко известной легенде, Елизавета отказалась выдавать Вильяму Ли патент, объясняя это тем, что не хочет отнимать хлеб у людей, зарабатывающих себе на жизнь ручным вязанием. Другим доводом было то, что станок Ли имел только 8 игл на один дюйм игольницы, и королева считала, что полученные на нем чулки слишком грубые и неприятные для носки. Ли вскоре сделал станок с 20-ю иглами на один дюйм, т.е. достаточно высокого (20-го) класса, чтобы перерабатывать шелковую нить, но это не помогло ему получить патент. Ли оставил попытки получить патент в Англии и принял решение уехать во Францию, где открыл мастерскую с 8-ю станками. Французский король Генрих ΙV обещал выдать ему патент, но Ли вновь не повезло. Известно, что брат Ли Джеймс вернулся в Англию со своими вязальщиками и всеми станками, кроме одного, и наладил производство чулок на этих станках в Лондоне. Но и во Франции машинное чулочное производство получило дальнейшее развитие от того единственного станка, который был оставлен братьями Ли в Руане.
В XVIII веке широкое распространение получили панталоны. Мужчины надевали под них чулки высотой до колена из разноцветной ткани в полоску. В женскую моду маркиза де Помпадур ввела кружевные чулки. Позволить себе приобрести данный предмет могли только дамы из высших сословий. Во времена Петра I в российской армии стали пользоваться портянками. Отрез грубой ткани оборачивали вокруг ноги, а сверху надевали сапоги. В середине XVIII века во Франции была изобретена трикотажная машина, вязавшая полотно в виде трубы. С конца XIX века мужчины начали носить носки чуть выше щиколоток, чтобы предмет держался на ноге, его пристегивали к подвязкам. Носки могли надевать под брюки, бриджи, шорты. С первой половины XIX века женщины начали носить брюки, изначально в качестве рабочей формы или для занятий спортом. Таким образом, в женском гардеробе тоже появились носки. В XX веке начали изготавливать носки с резиновой жилкой на участке «борт», что позволило обеспечить лучшую фиксацию на ноге. В советский период среди женщин популярными стали подследники, закрывающие пятку и пальцы ног. Как правило, их изготавливали из полиамидной нити. Носки стали изготавливать шовным или бесшовным способом из различных натуральных и химических нитей. В 1938 году компания «DuPont» представила тонкое синтетическое волокно найлон, нити которого в текстурированном виде стали использовать для изготовления эластичных носков. В XX веке носки стали разделяться по назначению: бытовые, медицинские, спортивные. Появились модели с отделениями для большого пальца, для каждого пальца, а также с открытыми пальцами.
Развитие чулочного производства в России
В России чулочное производство появилось при Петре Ι.
В 1718 г. купец Миллер, получив от казны ссуду в 20 000 руб., открыл в Москве первую «шелковую чулочную фабрику». В том же году в Москве француз Маврион основал такое же предприятие.
Правительство, поощряя развитие отечественной промышленности, немедленно запретило ввоз в Россию шелковых чулок, однако в 1724 г. этот запрет был снят из-за низкого качества отечественных изделий, да и выпускалось их очень мало.
В Санкт-Петербурге первая чулочная мануфактура была основана в 1758 г. Бениамином Меллером. Местом ее строительства была юго-западная окраина Васильевского острова, угол 23-й линии и набережной Невы, в районе нынешнего Горного института. Это была мануфактура с основным двухэтажным каменным зданием, где располагались вязальное производство, контора и склад, а также 6 флигелей, в которых размещались: мотальное и красильное производство, станкостроительная мастерская, жилой дом для подмастерьев и учеников, общежитие для рабочих и караула, игольное производство, кузница, сарай и ледник. В общей сложности тогда штат фабрики состоял из 54 российских и 22 иностранных граждан. Мануфактура с 1760 г. принадлежала графу С.П. Ягужинскому, но директором мануфактуры до 1763 г. оставался Меллер, и просуществовала до 1780 г., затем была приобретена князем Г.А. Потемкиным-Таврическим. В 1791 г. она переходит в ведение государственной казны. В 1804 г. часть старых станков этой мануфактуры устанавливается в воспитательных домах Москвы и Санкт-Петербурга.
Долгое время русский рынок снабжался трикотажными изделиями из Англии и Франции. Первые кустарные трикотажные предприятия были организованы в России лишь к концу ΧΙΧ в.
В 1855 г. французский купец Натус открыл в Санкт-Петербурге на Гончарной улице у Московского вокзала мастерскую, которую в 1862 г. переместил на набережную реки Ждановки, к малому петровскому мосту (Большая Спасская ул., д. 26, с 1923 г. ул. Красного Курсанта) на Петербургской стороне.
В 1866 г. эту мастерскую приобрёл немец Фридрих – Вильгельм Керстен. Он вложил средства в расширение и модернизацию производства, в итоге создал крупный производственный комплекс на Петербургской (ныне Петроградской) стороне. В 1870 году Керстен получил медаль Всероссийской мануфактурной выставки и звание потомственного почётного гражданина Санкт-Петербурга. В дальнейшем фабрикой управляло акционерное общество «В. П. Керстен». К началу XX века фабрика Керстена стала крупнейшим трикотажным предприятием в России. Около 3/4 продукции в 1900-е производилось по заказам русской армии и флота. Фабрика также поставляла технический трикотаж крупным предприятиям резиновой промышленности — петербургскому «Треугольнику», московскому «Богатырю», рижскому «Проводнику». Перед Ι мировой войной фабрика имела связь с 184 торговыми фирмами в 81 городе России, занимала 40 % трикотажного рынка России, на ней трудилось более 50 % от общего числа работников отрасли. После революционных событий 1917 г. предприятие было национализировано, носило название «Спасская трикотажная фабрика», затем «Петроградская трикотажно-чулочная фабрика РСФСР». В 1922 году фабрика награждена Трудовым Красным знаменем и получила название «Красное Знамя».
В 1912 г. в царской России было 94 трикотажных предприятия, на которых работало около 9,5 тыс. рабочих. Из этого количества 72 предприятия располагались на территории нынешней Польши, на которых было занято почти 6,5 тыс. рабочих, где в 1913 г. было выработано 20 млн. пар чулок и носок, 6 млн. бельевых изделий, 1,2 млн. изделий верхнего трикотажа, 1,3 млн. платков и около 1 млн. пар перчаток.
Ассортимент и количество трикотажных изделий, вырабатываемых до первой мировой войны на территории, занимаемой ныне Россией, были весьма ограничены.
В 1913 г. производилось всего 1,5 млн. пар грубых хлопчатобумажных чулок, 1,5 млн. бельевых изделий, 250 тыс. изделий верхнего трикотажа и 3,25 млн. вязаных платков. Доля трикотажной промышленности во всей текстильной промышленности по объему валовой продукции составляла всего 0,6 %. В начальный период мировой войны трикотажная промышленность России стала развиваться благодаря крупным заказам для армии, которую снабжала свитерами и теплыми фуфайками.
В 1923 – 1924 гг. в стране был создан Всесоюзный текстильный синдикат (ВТС), в это же время был организован трест Мострикотаж. Началось объединение мелких кустарных производств в более крупные предприятия. В 1926 – 1927 гг. уже насчитывалось 70 трикотажных предприятий. В 1928 г. выпущено 67,7 млн. пар чулок и носков, 6,9 млн. бельевых изделий, 1,4 млн. изделий верхнего трикотажа.
В 1931 г. на базе 70 мелких предприятий было создано 48 укрупненных трикотажных фабрик, на которых работали 56 тыс. рабочих. В течение довоенных пятилеток трикотажная промышленность получила стремительное развитие, было построено много крупных трикотажных фабрик: ивантеевская (Московская обл.), тушинская чулочная (Москва), витебская, киевская, бакинская «Азтрикотаж», трикотажные предприятия в Новосибирске, Тбилиси, Коканде и др.
Великая Отечественная война (1941 – 1945 г.г.) нанесла огромный ущерб народному хозяйству СССР, в том числе и трикотажной промышленности. На временно оккупированной территории оказалось около половины действовавших тогда трикотажных предприятий. Из центра России фабрики были эвакуированы на восток. На действующих фабриках резко сократился ассортимент трикотажных изделий; большая часть продукции предназначалась для нужд обороны страны, это белье для бойцов, портянки, шарфы, варежки и др. изделия.
После войны была проведена огромная работа по восстановлению и реконструкции трикотажных предприятий. В 1950 году объем производства трикотажных изделий достиг довоенного уровня, а в 1964 году производство чулочно-носочных изделий по сравнению с 1940 годом увеличилось в 2,6 раза.
В последующие годы, до перестроечного периода, трикотажная промышленность продолжала наращивать производственные мощности путем совершенствования организации и технологии производства, реконструкции действующих и строительства новых предприятий. В связи с этим расширяется ассортимент чулочно-носочных изделий и сырья для их производства, и это, в свою очередь, являлось базой для научных исследований.
После перестройки трикотажное производство, как и вся текстильная промышленность, понесло большие потери, темпы роста производства замедлялись, многие предприятия закрылись или перепрофилировались. В связи с этим наступило затишье в производстве трикотажных изделий. Лишь к 2000-м годам трикотажное производство постепенно начинает восстанавливаться, и в первую очередь чулочно-носочное производство.
Чулочно-носочные изделия в России всегда пользовались повышенным спросом. На протяжении десятилетий отечественный ассортимент чулочно- носочных изделий, как правило, дополнялся импортом. Менялось лишь соотношение его объемов и отечественного производства. Подавляющая часть импорта приходится на Италию, Китай, Литву. Именно эти страны в последние годы резко увеличили объемы своих поставок в Россию.
Лидерами чулочно-носочного производства на протяжении последних лет в России являются: ЗАО «Смоленская чулочная фабрика», ОАО «Гамма» (Орловская обл.), ОАО «Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика» (Пермская обл.), ООО «Клинволокно чулочно-носочные изделия « (Московская обл.), ОАО «Альметьевская чулочно-носочная фабрика Алсу» (Татарстан), ООО «Тверская чулочно-носочная фабрика» (Тверь), ЗАО «Ишимбайская чулочная фабрика» (Башкортостан), ОАО «Чебоксарский трикотаж» и др. Все эти предприятия имеют различную структуру производства. У большинства из них нет ярко выраженной направленности производимого ассортимента. Например, у ОАО «Гаммы» треть ассортимента приходится на долю мужских носков. У ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» детские изделия занимают четверть от всего выпуска, носки мужские — чуть более 40%. Наряду с этими фабриками работают чулочные предприятия малой мощности.
Таким образом, в настоящее время перед чулочным производством стоят задачи по выпуску высококачественной продукции, которая соответствует потребительским требованиям выхода на мировой рынок, удовлетворяет спрос потребителей, способствует развитию и успешному финансированию всей отрасли в целом.
Автор: Вигелина Оксана Александровна
Чулки несут психологический аспект «предложения» и «доступности». Кружевная резинка чулок обрамляет женское естество в виде праздничной декорации, при этом чулки совершенно не скрывают женское начало, а, наоборот, подчёркивают его не-закрытость.
Это несколько напоминает «день открытых дверей».— Фотограф Андрей Бородин