Как чулки и колготки стали инструментом контроля над жизнью женщин
Корпоративный дресс-код — это барометр стандартов приличного общества. Между строк он также формулирует пределы, в которых власть может допустимо вторгаться в личное пространство.
Подумайте о политике в отношении одежды и приличий в каком-нибудь официальном учреждении, где каждый, вне зависимости от должности, скорее всего, носит костюм. Корпоративный дресс-код не оставляет вариантов: синие джинсы, флис, походные ботинки — всё это запрещено. Никаких послаблений по пятницам! На этом фоне отмена требований к чулочно-носочным изделиям в сети американских клиник Мейо стала некоторым разрывом шаблонов. Практически все женщины в штате Мейо освободились от колготок в июне 2015-го, всего на пять лет позже, чем сёстры-миссионерки Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.
Заманчиво было бы интерпретировать новообретенный колготочно-чулочный агностицизм Мэйо как естественную реакцию на время. Колготки и чулки, которые когда-то были непременным условием в местах, претендующих на респектабельность, превратились в аксессуары, которые женщина носит по своему усмотрению, что говорит как о степени свободы действий, предоставленной женщинам, так и об изменении отношения к самим этим предметам одежды.
В 1995-м году спрос на чулочно-носочный трикотаж начал неуклонно снижаться. Сложно представить, что чулки и колготки вернут былую популярность, хотя наблюдатели предполагают, что герцогиня Кембриджская, которую дворцовый протокол часто обязывал носить нейлон, была движущей силой его возрождения. Её влияние — поворот, соответствующий всей истории чулочно-носочных изделий. Что может лучше истории принцессы стать повествованием об идеализированной женственности? Чулки были олицетворением определенной знойности: швы на ногах оруженосцев в бульварных романах и роковых дам в нуарных фильмах так же важны для настроения, как и линии света, просачивающиеся сквозь венецианские жалюзи. И одновременно они были необходимы для «спасения» дам, которые считают неприличным сидеть с неприкрытыми ногами на церковной скамье.
В сознании, как в универмаге, чулки соседствуют с нижним бельём
Мы должны понимать нынешнее отношение к чулочно-носочным изделиям в контексте коллапса нижнего белья, начавшегося в 1920-х годах, когда флэпперы сбросили корсеты и нижние юбки. Успех колготок в 1960-х годах, которые, по сути, избавили от пояса, лямок и подвязок, стал ответом на мечту суфражисток 19-го века, которые считали необходимость носить конструкцию для поддержки чулок одной из главных проблем рациональной одежды для женщин.
В последние десятилетия некоторые женщины, приступая к своей первой офисной работе, обзаводились классическими тонкими колготками или чулками, потому что так делали их матери. Это просто казалось необходимым — а потом они пришли в офис и увидели, что всё изменилось. Теперь это был вопрос личного предпочтения — влезать ли в синтетическую оболочку, которая была явным пережитком старой социальной структуры.
Чулки изначально были исключительно мужской вещью. В средневековой Европе представитель элиты, вероятно, носил их из бархата, выбирая для каждой ноги свой цвет, и оба цвета должны были гармонировать с его гульфиком. В начале XX-го века женские чулки, как правило, были длиной до колен, но когда подол поднялся, их значение возросло. Добавляя блеска и маскируя предполагаемые недостатки, они обладали естесвтенным гламуром роскошно-несущественного. И поскольку они появились в эпоху, когда люди игнорировали требования моды, рискуя своей общественной жизнью, они удовлетворяли преобладающее представление о приличиях, но не обязательно о скромности. В сознании, как в универмаге, чулки соседствуют с нижним бельём.
Современная эра чулочно-носочных изделий началась с демократизации шёлковых чулок, которые когда-то казались презренной экстравагантностью. После Первой мировой войны цена упала, они оказались доступными среднему классу, недавно познакомившемуся с «искусственным шёлком» из вискозы, который, с одной стороны, был дешёвым, а с другой — выглядел дёшево.
Компания DuPont представила нейлоновые чулки на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939-м году, продемонстрировав модель (Мисс Химия), выходящую из пробирки, её ноги были покрыты полимером, обладающим футуристическими свойствами: «нити прочные, как сталь, тонкие, как паутина», но более эластичным, чем любое из обычных натуральных волокон«. В течение двух лет нейлон захватил 30% рынка, на котором доминировали шелкопряды воинственной Японии. Во время Второй мировой войны, когда компания DuPont направила свой нейлон на изготовление веревок, брезента и парашютов, нейлоновые чулки исчезли с рынка. Когда они снова появились, последовавшее за этим безумие в магазинах осталось в истории как «нейлоновые бунты». Представьте себе эти сражения как требование деликатных дивидендов мира и места крещения послевоенного потребительства!
В долгосрочной перспективе клиент всегда прав. И теперь заказчик всё чаще может позволить себе не быть таковым. Женская одежда в определенных профессиональных условиях — не просто личный выбор. Как правило, чем больше в рабочей среде преобладает мужчин, тем больше вероятность того, что женщины в этой среде предпримут какой-либо жест, чтобы прикрыть свои ноги тканью, столь же тонкой, как и сам этот жест. Одна женщина, которая работает в большом банке с консервативной культурой, сказала, что женщины осознают, что они должны носить прозрачные телесные или чёрные чулки, или, может быть, может быть, непрозрачные чёрные колготки всегда, кроме самой знойной жары.
Есть определенные сферы жизни, где ношение простой пары колготок остаётся необходимым условием успеха. Но всё реже можно встретить в них очень много «модных» женщин. В 2008-м году, когда Барак Обама баллотировался на свой первый президентский срок, Мишель Обама материализовалась в «The View» и объяснила, что перестала носить колготки «давным-давно». И эта политика была центристской и прагматичной.
Шикарная женщина теперь обитает в мире, в котором подвергание обнаженных голеней февральским ветрам является полной противоположностью ужасному несчастному случаю. Это мощное движение, которое указывает на энергию молодости и мышечный тонус благодаря пилатесу и, возможно, также подразумевает краткость прогулки от арендованного автомобиля до забронированного столика. Или, в случае с ногами, шагающими по долгой дороге, одетыми только в увлажняющий крем или автозагар, это не только новая вариация идеи о том, что мы все должны страдать ради красоты, но и отсылка к обходному пути военного нормирования — макияжу для ног — вместо чулочно-носочных изделий, таких как «жидкие чулки» от «Макс Фактор». Смелая нагота утверждает удовольствие от всё более распространенной роскоши — свободы от кодексов разума, которые, по-своему, так же сковывают, как любой корсет.
Те, кто находит чулочно-носочные изделия нездоровыми, могут отказаться от них, в то время как те, кто наслаждается ими или терпит их, могут предаваться множеству удовольствий — все старые острые ощущения всех прежних модных концепций воплощены в облегающем чулке. Когда-то целью следования моде относительно чулок было достижение соответствия; старая реклама Hanes воплощает идеал в изображении движения канкана, одинаковых изгибов икр, уходящих в бесконечность. Теперь, когда чулочно-носочные изделия перестали быть такими обязательными, они превратились в предмет для игр. Покупатель сталкивается с карнавалом декоративных возможностей: пляска узоров, изящная игра точек или вышивка, расцветка, предлагающая авангардный компромисс между автозагаром и временной татуировкой. Есть варианты для массового рынка, которые, по-видимому, спроектированы так, чтобы приспосабливаться к температуре тела, и, конечно же, определенно украшены кристаллами. И есть высококачественные сетки, созданные с пониманием тончайших нюансов флирта. Интересно, что бы сделали ветераны нейлоновых бунтов, для которых стрелка на чулке была равносильна испорченному дню, если бы столкнулись с модой носить нарочито рваные чулки, чтобы создать образ панк-бродяжки?
То, что некогда было культурным монолитом, расколото на множество ниш, а официальный язык чулка уступил место вавилонскому просторечию. Этот тонкий трикотаж, ставший обыденным, уже не служит тем же языком, каким был ещё недавно. Например, принятие легинсов в качестве брюк сигнализировало о пересмотре правил отношения к нижней части тела. Подумайте об искусственных стрелках и дырах как о проявлении упадка идей порядка. Женские чулки превратились во что-то новое и в одночасье растворились в ничто, как размеренные поэтические строки превратились в свободный стих.
Этикет — классическая вещь, и поэтому никакие вновь появившиеся колготки с отрезанными пальцами элегантная женщина носить не может. Если на ней колготки — значит пальцы тоже закрыты колготками.
— Альбина Холгóва