03.10.2021
bracatuS (2685 articles)

«Я чувствую их как поэтические воспоминания о нашем абсолютном одиночестве, о радостях и печалях нашей повседневной жизни»: Масами Ямамото создаёт реалистичное поношенное бельё

Более 10 лет японская художница Масами Ямамото создаёт из глины реалистичное нижнее бельё, одежду, обувь и аксессуары — всё то, что, по её мнению, способно хранить отпечаток жизни владельца. Для Ямамото ношенная одежда передаёт особую поэзию, которая подчеркивает течение времени ветхостью кружев и даже складками, которые помнят очертания тела. 

Изображение: yamamotomasami.com

С 2011 года Масами Ямамото из Канадзавы работает над серией керамической одежды. От рубашек до нижнего белья, её творения настолько реалистичны, что иногда сложно определить, из какого материала они сделаны. В своем стремлении к реализму художница создает каждую деталь вручную, без использования готовых форм. Цикл её работ — это повесть о бывшей в употреблении одежде и предметах первой необходимости, которые хранят черты бывших владельцев и обезличенные следы жизни людей, запечатлённые в керамике.

Изображение: yamamotomasami.com

«Я думаю, что керамические материалы очень хорошо соответствуют нашему человеческому существованию благодаря твёрдости и одновременно хрупкости», — говорит Масами, — «Исходя из моих представлений о сырье для керамики и процессе создания, в этой серии изделий керамический материал используется в качестве носителя памяти. Наблюдая за старой одеждой или предметами, я пытаюсь передать дух владельца и его след».

Изображение: yamamotomasami.com

«Используя пластичность глины, я пытаюсь передать мягкость одежды», — продолжает художник, — «В процессе обжига глина затвердевает и сохраняет изображение объекта, он становится носителем памяти. Такое ощущение, что существование предыдущего хозяина вещи и моё время смешались воедино. Что касается керамических изделий, я чувствую их как поэтические воспоминания о нашем абсолютном одиночестве, о радостях и печалях нашей повседневной жизни».

Работы Масами Ямамото регулярно участвуют в выставках, хотя многие были отменены из-за ограничений, о чём художница очень сожалела так как подготовка ко многим мероприятиям занимала более года. Недавно в галерее Хиина в Канадзаве (Япония) состоялась выставка произведений Масами Ямамото под названием «Фактура памяти», которая привлекла внимание СМИ и вызвала общественный интерес.

Изображение: yamamotomasami.com

Большинство из нас проводят всю свою жизнь полностью одетыми, и, по сути, эти предметы не только физически близки нам, но часто, как полагает Масами, отражают нашу глубинную сущность. Вместо того, чтобы использовать формы или погружать волокна во влажный раствор — метод, часто используемый другими, Ямамото предпочитает вручную вырезать свои скульптуры из мягкой глины. Так и только так художник может создать портрет владельца, чья одежда стала ветхой от многократных ношений и стирок.

Изображение: yamamotomasami.com

«В моей серии работ под названием «Память воздуха» я передавала складки и обветшавшие места на бывшей в употреблении одежде и предметах первой необходимости, а также создавала формы и детали, вылепливая их из глины».

Масами передаёт мельчайшие свидетельства использования одежды: фактуру покрывшейся пиллями ткани, ослабевшие манжеты носков, жёлтые пятна. Высокая детализация  — первое, что поражает зрителя в её работах.

«Одежда, которая ближе всего к телу владельца, еще более тесно связана с ощущениями нашей кожи и другими физиологическими ощущениями и бессознательной внутренней стороной наших повседневных потребностей. Изношенной одежде придается некоторая деликатная «индивидуальность» за счет деформаций и складок, вызванных физическими особенностями и привычками движений её обладательницы. Это след и память о жизни хозяина».

Изображение: yamamotomasami.com

«Глина, которая представляет собой основу гончарной посуды, является прекрасным материалом, которому благодаря своей пластичности можно придавать различные формы. После обжига при высоких температурах он теряет свою пластичность и преображается достаточно сильно, чтобы сохранить заданную форму. Из-за этого изменения трудно обрабатывать дерево и металл после обжига, а если они деформируются, могут треснуть. Кроме того, глазурь, покрывающая поверхность глиняной посуды, представляет собой своего рода «стеклянную пленку», которая придает поверхностную глубину, отличную от глубины красок. Основываясь на моем рассмотрении таких материалов, глине придают форму и она сохраняет их при обжиге, то есть имеет свойство «запоминать», а свойство глазури — плавиться при высокой температуре, охлаждаться и затвердевать. Я думаю, что пластичность глины и твёрдая глазурь — подходящие материалы для воплощения идеи о времени и памяти».
«Свидетельства присутствия владельцев в деталях одежды и предметах нижнего белья, когда-то вырезанных из глины, покрытых в глазурным стеклом и обожженных, тайно хранятся в керамике».

«Существование «владельцев одежды», о которых я говорю, может показаться слишком расплывчатым. Наша повседневная жизнь полностью заключена в этих отношениях с невидимыми другими людьми, и «невидимые другие» вне нашего повседневного сознания ощущают свое существование, если мы не используем наше воображение. Это невозможно. Но когда я слежу за всем, что мы видим, я твердо чувствую, что всегда связана с множеством незнакомцев».
«Предмет одежды покидает владельца, и я передаю его сущность через пространство и время. Тайну существования человека и его исчезновения из этого мира. Представьте себе бесчисленные жизни, существующие по всему миру, и в то же время меня тронула бесконечность».
«Мое творчество передаёт как я могу чувствовать и видеть мир. Мои работы могут быть фрагментарным миром, который просматривается через маленькую дырочку. Однако даже через такую маленькую дыру, конечно, можно увидеть весь мир».

Масами воссоздаёт предметы одежды на основе реальных — своих собственных или вещей женщин того же возраста, с которыми она близко общается.

«При передаче одежды в анкете, отправленной с письмом, женщинам предлагается ответить на некоторые вопросы, и эти вопросы и ответы объединяются в аннотацию к готовому произведению. В аннотации содержится имя (или только часть имени, которое человек соглашается обнародовать, или псевдоним), текущее место жительства, место, в которое хочется попасть, давняя мечта, одежда, которая была выбрана. Аннотация представляет собой смесь воспоминаний, реальной личной жизни и бессознательного мира.

«Женщины моего поколения, у которых есть личные отношения, прочно связаны с моей повседневной жизнью и опытом, и для меня их существование имеет определенную реальность. Собирая различные личные вещи женщин, радости и беспокойства каждой женщины, живущей в эту эпоху, их дыхание и существование можно услышать как шёпот».

Женщина может считать свои ноги чисто утилитарным инструментом, но для мужчин это одно из самых соблазнительных мест, и было бы глупо пренебрегать их особой привлекательностью. Ноги элегантной женщины должны быть также хорошо ухожены и одеты, как и она вся.

— Женевьев Антуан Дарьо

bracatuS


Комментарии

Комментариев нет! Вы можете первым прокомментировать эту запись!

Написать комментарий

Ваши данные будут в безопасности! Ваш электронный адрес не будет опубликован. Другие данные также не будут переданы третьим лицам. Поля, обязательные для заполнения, отмечены так: *

*