Поверье о грозном животном, выходящем на охоту в канун Нового года, берёт свое начало в старых исландских обычаях, которые были направлены на поощрение упорного труда и щедрости в зимние месяцы. Согласно традиции, этот чудовищный кот съедает тех, кто не получил новую одежду до Сочельника. Легенда о Йолакёттуринне, или Рождественском коте, тесно связана с исландскими рождественскими традициями и напрямую связана с обычаем дарить носки или другую новую одежду в качестве подарков во время праздников.
В старой Исландии получение новой одежды рассматривалось как награда за выполнение домашних дел или работы до наступления нового года. В те времена производство шерсти было важнейшей частью сельской жизни, особенно во время долгих зим. Фермеры и их семьи работали не покладая рук: стригли овец, пряли шерсть, ткали полотно и вязали одежду. Чтобы мотивировать рабочих, особенно детей, вовремя закончить свои задачи, стало принято вознаграждать их новой одеждой в канун нового года, если они усердно выполняли свои обязанности.
Те, кто не вносил достаточный вклад, не получали никакой новой одежды. Согласно поверью, отсутствие новой одежды подвергало лентяев гневу Йолакёттурина. Йольский кот заглядывал в дома в канун Сочельника и высматривал, все ли получили новую одежду в качестве подарков. Если у кого-то не было новой одежды, считалось, что он ленивый или неэффективный — и поэтому становился законной добычей кота-чудища.
Собранной за сезон шерсти не всегда было достаточно, чтобы справить по комплекту новой одежды всем членам семьи, поэтому допускалось, если подарком будет хотя бы один носок, даже без пары.
Так дарение носков и других предметов одежды на Новый год стало большим, чем просто практичный подарок; это символизировало усердие, трудолюбие и готовность к зиме — суровому времени года. Это также служило стимулом для детей (и даже взрослых) выполнять свои обязанности по дому или вносить значимый вклад в домашние дела в течение года.
Помимо поощрения упорного труда в семьях, эта традиция также несла в себе элемент социальной ответственности. Те, кому повезло иметь дополнительные ресурсы, поощрялись делиться излишками труда с менее удачливым членам общины. Поступая так, они могли защитить других от хищного Йолакёттурина, одновременно проявляя и сострадание, и щедрость.