Синие чулки и щёголи
«Представьте, сэр! У нас на парадном обеде рядом со мной сидела молодая нахалка из аристократок, и один джентльмен сказал мне, что она очень умна, и носит синие чулки. Я не понимаю, какое отношение это имеет к интеллекту».
Пародийное письмо редактору «Мир моды», 1824 г.
Сейчас нам следует упомянуть о синих чулках — термине, которым сегодня несколько иронично называют женщин, склонных к науке и литературе, и выглядящих из-за этого неженственными. Полная чушь! Разумеется, такое неверное представление создалось из-за того, что штамп придумали… мужчины! но, справедливости ради, следует заметить: они распространяли свой сарказм на представителей обоих полов.
Примерно в 1400-м году, в Венеции, было основано общество интеллектуальных дам и джентльменов, которые в качестве отличительного знака носили синие чулки. К 1590-му году этот кружок зачах в Италии, но расцвёл в Париже, где клуб «Bas Bleu» («Синий Чулок») был самым писком моды среди дам savante (учёных).
В XVIII-м веке он переплавился через Ла-Манш из Франции в Англию, где уже созрела неосознанная тяга к «синечулочности» одновременно с левыми политическими взглядами. В Лондоне «синие чулки» официально появились в 1750-м году вместе с собраниями в доме Монтегю, куда приходили и женщины. Там участники не играли в азартные шумные игры, а вели оживлённую шумную беседу. Главным активистом собраний был мистер Бенджамен Стиллингфлит, который обычно носил дешёвые синие шерстяные чулки, пренебрегая подобающим джентльмену чёрным шёлком. В связи со столь скандальным отступлением от норм в одежде адмирал Боскавен, определённо носивший только чёрный шёлк, окрестил всю компанию «Обществом синих чулок», и это прозвание прилипло к женщинам.
В XVIII-м веке процветала сатира, временами довольно жестокая. Писатели и драматурги без колебаний выставляли на всеобщее осмеяние слабости высшего общества, но часто это имело вид обмена лёгкими взаимными колкостями между оппонентами. Насмешки над одеждой и «их» манерой одеваться считались честной игрой, а чулки не составляли исключения.
Лорд Фоппингтон:
— Эти чулки несколько толсты в икрах. Я в них похож… на носильщика.
Чулочник:
— Милорд! Мне кажется, они выглядят прекрасно!
Лорд:
— Послушайте, Вы! В этих вопросах я смыслю больше вашего! Я изучал их всю жизнь! Так вот следующую пару надо сделать потоньше.
Чулочник:
— Но, милорд, эти чулки — такие же как те, что я имел честь поставлять Вашей светлости в столице.
Лорд:
— Весьма возможно, мистер Мендлегс; но то было в начале зимы! Знайте, мистер чулочник, что, делая весенние ноги джентльмена столь же толстыми, как осенью, вы совершаете чудовищную оплошность, ибо не принимаете в расчет, что после зимнего сезона джентльмен худеет.
Ричард Бринсли Шеридан, «Поездка в Скарборо». Перевод Александровой и Смирнова.
Это был вариант комедии Джона Вамбру «Исправимый» в исполнении Р.Б. Шеридана, названный им «Поездка в Скарборо».
В последней четверти XVIII-го века появилась внезапная страсть к полоскам, как горизонтальным, так и вертикальным. Такие чулки носили «маркони» — члены клуба молодых эстетов, которые после большого путешествия по Италии переняли особую щегольскую манеру одеваться. А еще они носили длинные блестящие локоны и ходили с моноклями. В стиле они были сродни «жасминам»- ещё одной группе беспутных молодых людей (отсюда пренебрежительная поговорка наших дедов: «Вырядился, как жасмин»), которые не только любили локоны, монокли, но и обожали одежду в полоску, а также перчатки, надушенные жасмином. Превосходно, да?
Женщины хотят мужчин, карьеру, деньги, детей, друзей, роскошь, комфорт, независимость, свободу, уважение, любовь и дешёвые чулки, которые не бегут стрелками.
— Phyllis Diller