Автопортрет в синих трико: колготки, которые заставляют задуматься
Англия, 2019-й год. Колготки и чулки объявлены устаревшими, немодными, но, что более соответствует духу времени — символом женской несвободы.
В сентябре 2019-го года Галерея Карла Фридмана представила выставку GOSSAMER («Паутинка»), куратором которой стала Зои Бедо, и в которой приняли участие 22 художника, работающие с колготками или чулками. GOSSAMER спонсировалась Heist — компанией-производителем колготок.
Мы в Heist очень взволнованы и воодушевлены возможностью быть спонсором для Gossamer. Зои Бедо собрала вместе 22 художников, которые все работали в среде чулочно-носочных изделий, чтобы создать что-то совершенно оригинальное. Поскольку мы создали Heist, изобретая чулочно-носочные изделия, и работаем над освобождением женщин от разочаровывающего нижнего белья, мы не можем дождаться, чтобы увидеть подход каждого художника к продукту, которым мы живем и дышим каждый день.
Toby Darbyshire, основатель и генеральный директор Heist
Мы упоминали об этой выставке в одном из анонсов, но не рассказывали об экспонатах. Пожалуй, они стоят Вашего внимания!
История современных нейлоновых колготок, а, точнее, массовой коммерческой версии, началась в 1959-м году, вероятно, с семейного скандала. Аллен Гант-старший, в то время руководивший текстильной компанией Glen Raven Mills, пытался решить проблему беременной жены, которая заявила, что невыйдет из дома, пока не родит ребёнка, так как совершенно не может носить чулки с поясом. «Что было бы, если бы мы сделали пару трусиков и пристегнули к ним чулки?» — спросил Аллен жену Этель. Она сшила образец, примерил и отдала мужу. «Ты должен понять, как это сделать», — сказала она. Аллен принёс экспериментальный образец своей жены в офис и с помощью своих коллег Артура Роджерса, Дж. О. Остина и Ирвина Комбса разработал то, что они позже назвали «panty-hose». Именно так — через дефис, потому как слитное написание «pantyhose» было занято одним из конкурентов. Продукт Glen Raven Mills — первые в мире коммерческие колготки — появился на полках универмагов в 1959-м году.
Колготки в контексте искусства вызывают сложный эмоциональный диалог. Их можно использовать для придания формы различным фигуративным скульптурам. Или используется более абстрактно. Они могут быть как оболочкой, так и наполнением. Но что происходит, когда художники используют материал, созданный для контакта с интимными частями женского тела? Какой силой обладают колготки как материал: тот, который виден, но невидим, материал, который освободил женскую форму, как никакой другой? (Исторически колготки носили мужчины… Но это совсем другая история). Какие социальные и политические явления вытекают из этой предпосылки? Каким образом представления о расах и полах воплощаются в этих тонких нитях?
Колготки — это не то, что обычно ожидают найти висящим в художественной галерее. И обычно не представляют, что колготки способны провоцировать на философские размышления.
Но «Паутинка» стала одной из выставок, объединившей работы 22 художников, включая Луизу Буржуа, Сару Лукас и Ман Рэя, которые создали искусство, используя чулки в качестве предмета или материала вместо, скажем, краски или стали.
Эта выставка не была первой или единственной. Одной из наиболее ярких в «серии» стала выставка, о которой мы рассказывали в 2016-м: экспонатами также были инсталляции из колготок. За прошедшие с того времени годы художники стали чаще использовать не только телесные, но и фантазийные колготки, и, возможно, более явственно выражать свои мысли. Впрочем, давайте посмотрим на экспонаты и постараемся угадать, не читая подписей, что хотели сказать авторы!
Зои Бедо, куратор шоу, перформансист, поэт и бывший стилист таких фотографов, как Юрген Теллер. У неё мало опыта курирования выставок, но в других своих работах г-жа Бедо часто исследует семиотику моды. Ее интересовал «разговор об одежде», как сказала она в интервью представителю галереи.
Карл Фридман, основатель галереи, признал: «Мы не нанимали кого-то из Тейт». Осенью 2018-го, по его словам, он обратился к г-же Бедо, которую знал несколько лет, по поводу возможности устроить выставку; она уже придумала тему для выставки и даже подготовила название, сказал г-н Фридман.
Художники приезжали из Бельгии, Китая, Японии, Мексики и Польши, а также из Великобритании и США. Работы варьировались от элегантной фотографии Ман Рэя 1945 года, на которой изображена голова женщины, покрытая прозрачным, похожим на вуаль нейлоном, до резкой полноразмерной скульптуры иранской художницы Ширин Фахим, изображающей проституток в Тегеране, частично сделанной из набивных колготок.
«Мне нравится это неравенство и эта широта», — сказала г-жа Бедо, — «Вы смотрите на эти вещи и всегда думаете: «Боже мой, это колготки; это чулки. И тогда возникают все эти диалоги».
«Колготки — это основной материал, — добавила г-жа Бедо, — но это не шоу о колготках».
«Нюдовые» колготки, например, можно рассматривать как символ расизма, поскольку до недавнего времени их оттенки мало походили на цвет кожи цветных женщин. Г-жа Бедо, которая имеет карибское происхождение, сказала, что помнила тетю, чьи ноги, казалось, отличались от её тела по оттенку, когда они были одеты в колготки «нюдового» оттенка под названием «Американский загар». «Они выглядели протезами», — сказала г-жа Бедо, — «Это был совершенно искусственный цвет».
«Паутинка» включает в себя произведение из серии «Американский загар» британского художника Гэри Хьюма: изображение безголовой женщины с расставленными ногами в этом же нейтральном оттенке; фигура кажется едва ли человеческой. Другая работа, «Окулус-Третий глаз» Энама Гбевоньо, представляет собой инсталляцию из переплетенных телесных колготок, расположенных по кругу на полу; в основном они довольно светлые, с несколькими темными вариантами плоского коричневого цвета, который исключает множество нюансов цвета кожи.
Женские чулочно-носочные изделия, безусловно, являются символом женственности: их физические качества — эластичность до неизбежного разрыва — подчеркивают представление о женщине как о сильной и хрупкой. В этом контексте он используется в нескольких экспонентах выставки, таких как «Not One More», в котором художница Мария Эскурра повесила несколько десятков пар выцветших и изношенных колготок на круглую стойку, чтобы представить женщин, которые были насильственно убиты в Мексике в конце 1990-х.
Ассоциация с женственностью делает изображения мужчин в чулочно-носочных изделиях еще более трансгрессивными. На выставке также были фрагменты в этом духе, например, изображение мужчины-трансвестита в чулках со швом сзади, сделанное художником Улаем, которого, по словам г-жи Бедо, можно назвать «пионером гендерной проблематики».
Г-жа Бедо сказала, что её решение включить в выставку работы художников-мужчин поначалу удивило г-на Фридмана. «Он думал, что речь пойдет о женщинах, — сказала г-жа Бедо, — «Мне интересно посмотреть, как мужчины будут использовать материал или интерпретировать своё видение и что стоит за их ассоциацией с колготками и чулками».
Некоторые из этих ассоциаций сексуальны, эротичны, а иногда и фетишистичны. В изображениях прозрачных чулок есть намек на интимность, из-за чего некоторые экспонаты шоу — например, пара фотографий Пьера Молинье с несколькими парами ног в чулках в позах совокупления — кажутся вуайеристскими. Колготки можно носить и вызывающе: художник перформанса Ли Бауэри сделал это, например, на двух фотографиях Фергуса Грира, включенных в «Паутину», на которых его голова покрыта чулком, как нейлоновая балаклава.
По словам г-на Фридмана, включение провокационных экспонатов в выставку было преднамеренным. Например, фотография Элмера Баттерса 1969 года, на которой женщина лежит на скамейке в парке, её одетые в чулки ноги подняты вверх, трусики видны, что предполагает поведение, обычно предназначенное для спальни, а не для общественного места.
Г-жа Бедо сказала, что хочет, чтобы люди задумались о глубине того, что в противном случае было бы просто повседневным предметом. «Это безобидный предмет, и все его носят», — сказала она.
«Но когда вы разбираете это, — добавила она, — это не так».
Чулки хорошо сочетаются с бокалом вина и плохо – с визитом родителей.
— Ирина Прибора
Kristina
Редактор