Чулки древних русичей
02.08.2016
bracatuS (2834 articles)

Чулки древних русичей

Чулки древних русичей, как принято считать, канули в Лету вместе с теми, кто их придумывал и носил. Доказательство этому — наш современный лексикон, в котором практически не осталось тех терминов, которыми когда-то на Руси обозначали всё то многообразие чулочных изделий, которое таки существовало.

В памяти некоторых осталось только мнение, что в старину чулки надевали по нескольку штук на каждую ногу и собирали гармошкой, потому как тогда были в чести толстые женские ноги… Вот какие факты приведены на этот счёт в иллюстрированной энциклопедии «Русский традиционный костюм»:

В XIX — начале XX века в Воронежской, Курской, Тамбовской, Тобольской губерниях, в казачьих станицах Дона были распространены черевики — женская праздничная кожаная обувь. Черевики надевались с толстыми белыми шерстяными чулками, доходившими до колен. Считалось очень красивым, если чулки собирались на ноге или только у щиколотки в гармошку.

Если вы следите за модными трендами в сфере чулочно-носочных изделий, то заметили, что грубые гольфы и носки уже несколько сезонов модно носить присобранными в гармошку. А между тем ещё 200 лет назад наши пра-пра-пра… носили, фактически, то же самое…

Собственно, мы давно собирались провести ликбез и рассказать, хотя бы вкратце, о тех чулках, которые носили древние русичи. Ниже — краткий справочник этих самых чулок.

Арамузы — мужские будничные сапоги из замши, а также мужские замшевые и меховые чулки. Были распространены у казаков на Амуре.

Бакари или бокари — мужские и женские сапоги из оленьих камысов на кожаной подошве, а также чулки из сукна. Термин был распространен в Енисейской губернии в середине XIX века.

Вязанки или вязенки — термин обозначает разные элементы женского и мужского зимнего костюма. Одно из значений — чулки, вязанные иглой из черной и белой крученой шерсти домашнего прядения. Термин по отношению к чулкам такого типа был распространен в XIX — начале XX века в Калужской и Енисейской губерниях.

Голяшки — женские чулки, сшитые из холста. Термин был распространен в Енисейской губернии с XIX века.

Кошма (потник) — чулки из валяной шерсти, надевавшиеся внутрь чарков (низкой кожаной обуви с холщовой или суконной опушкой). Термин применительно к чулкам такого типа был распространен на Алтае в XIX — первой четверти XX века.

Кул(е)мишки — мужские и женские чулки из собачьей шерсти. Термин был распространен в Приангарье с XIX века.

Лосинки — термин применяется к разным видам одежды. Одно из значений — чулки мужские и женские, сшитые из лосиных шкур, надевались во время промысловой охоты. Термин был распространен в Приангарье с XIX века.

Наголенки — чулки из мягкой кожи без ступни, прикрывали ногу от колена до щиколотки. Наголенки надевались обычно с лаптями и онучами, если крестьянин отправлялся в глухие болотистые места. В XIX веке были распространены в Псковской, Новгородской, Костромской губерниях.

Наколенники — термин обозначает два разных вида одежды. Одно из значений — чулки без ступни, вязанные из белой, черной шерсти крючком или спицами. Наколенники закрывали ногу от колена до щиколотки. Их носили зимой женщины с валенками или сапогами. Наколенники были распространены в Архангельской губернии.

Неговани — термин применяется к одежде и обуви и обозначал в том числе мужские и женские чулки из оленьего меха. Термин был распространен в Тобольской губернии с XIX века.

Ноговики — белые холщовые женские чулки без ступни, закрывавшие ногу от колена до щиколотки, надевались летом на босу ногу. Термин ноговики был распространен в XIX — начале XX в Смоленской губернии и для обуви.

Ноговицы — чулки из мягкого войлока или мягкой кожи, надевались с бахилками (обувью типа глубоких туфель). Такого типа чулки были распространены у казаков на Дону и Северном Кавказе.

Паголенки — часть чулка без ступни, прикрывавшая только голень. Они изготавливались из тонкой кожи, сукна домашней выработки, холста; использовались вместо онучей или надевались поверх мягкой кожаной обуви. Паголенки были распространены по всей России.

Полосики — чулки без ступни, сшитые из сукна, прикрывавшие ногу от колена до щиколоток. Полосики носили с лаптями поверх онуч или надевали, когда ходили босиком. В XIX веке были распространены в Псковской, Новгородской, Костромской губерниях.

Пупыри — мужские и женские чулки из телячьей или овечьей шкуры. Термин был распространен в Приангарье с XIX века.

Трипотки — мужские вязаные чулки. Термин был распространен в Енисейской губернии с XIX века.

Тяжи — мужские и женские чулки из оленьего меха. Термин был распространен в селах по рекам Анадырь и Колыма с начала XIX века.

Чижи — мужские и женские меховые сапоги с голенищем, украшенным вышивкой, а также мужские и женские чулки из оленьего меха. Термин был распространен в Енисейской и Тобольской губерниях с начала XIX века.

Чулки — принадлежность женского и мужского костюма. В крестьянском быту использовались вязаные чулки, а также сшитые из сукна, тонкого войлока, холста, мягкой кожи, меха. Изготавливались длинными, до колена и выше колена, выкраивались или вывязывались таким образом, что пятка не выделялась. Чулки с пяткой появились только на рубеже XIX — XX веков. Чулки надевались без завязок или закреплялись на ноге круглыми подвязками из ткани.

Наиболее широко были распространены вязаные чулки. Их вязали из белой, черной, разноцветной шерсти, белых льняных или хлопчатобумажных нитей крючком, одной иглой, сделанной из косточки гусиного крыла, свиной косточки или железа. Чулки с пяткой, связанные на пяти спицах, встречались сравнительно редко и обычно назывались «господскими», «панскими».

Чулки делались преимущественно белого, серого цвета или белого в черную горизонтальную полоску. Однако во многих районах севера Европейской России, в губерниях Среднего Поволжья, на Алтае чулки вывязывались из разноцветной шерсти полосками, различными узорами, а по краю обшивались яркой шерстяной бахромой. Такие чулки, преимущественно женские, назывались «писаные чулки», чулки «в змейку», «цветочками», «репьями» и т. д.

Вязаные чулки надевались обычно с кожаной обувью. Мужчины носили их с высокими сапогами. В праздничные дни край нарядных чулок, украшенный бахромой, «зубчиками» — треугольничками, вязанными из цветного гаруса, выпускался на сапог. Женщины надевали чулки с короткой обувью (котами, чарками, башмаками) и с сапогами. Если обувь была короткая, то на ноги надевалось до шести шерстяных чулок.

Верхние чулки от колена до щиколотки собирались в мелкие горизонтальные складки, как говорили крестьяне, «в набор», «в гармошку». Такие чулки вывязывались длиной до 120 — 130 см. Небогатые девушки чулки «в гармошку» надевали на онучи. Такая манера ношения чулок была характерна для Южной России. Толстые чулки были хорошо видны из-под рубахи и понёвы, которые были сравнительно короткими, достигавшими середины икры. Толстые ноги в массивных кожаных туфлях считались признаком женской красоты.

Тонкие льняные, хлопчатобумажные чулки домашней выработки или купленные в лавке, «пряжные», «ажурные», «нитяные», надевались с обувью городского типа: полусапожками, штиблетами, туфлями. Такие чулки, иногда украшенные по сторонам мелким узором, натягивались на ногу без сборок и складок.

Такие чулки и обувь входили в состав костюма с тонким шелковым сарафаном или парочкой. Суконные, холщовые, войлочные, меховые чулки носили и мужчины, и женщины с сапогами, валенками, унтами, пимами и другой обувью, кроме лаптей. С лаптями надевались кожаные чулки или, в большинстве случаев, онучи. Ношение чулок было характерно для крестьян всей России.

Anelmaiset

Фото: Anelmaiset
Источник: «Русский традиционный костюм». Иллюстрированная энциклопедия моды. Н. Соснина, И. Шангина. 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Нельзя недооценивать роль чулок в семейной жизни. Женщине в чулках никогда не скажут: «Пельмени пересоленные!» Если женщина в чулках подает пельмени, их съедят, даже если она забыла их сварить.

— Ирина Прибора

Теги чулки

bracatuS


Комментарии

  1. Михаил 02.08.2016, 07:34
    Очень познавательно!
  2. Ира 09.11.2017, 07:22
    С удовольствием прочитала материал и узнала много нового и интересного! Ещё раз убеждаюсь, что всё новое - это забытое старое!

Написать комментарий

*