Подвязки
Подвязка — это приспособление для поддержания чулок. Подвязки делали из различных материалов, в основном — из ткани. В наше время подвязки делают из эластичной тесьмы и украшают. Подвязки относят к предметам белья. Носят подвязки над или под коленом.
Подвязка — одна их уникальнейших деталей костюма, которая сумела не только не уйти в небытие, но даже эволюционировать. Несмотря на то, что достоверных фактов о подвязках сохранилось недостаточно, как и экземпляров самой подвязки, кое-какие интересные детали из их истории нам удалось собрать. Впрочем, в нашей статье речь пойдёт не только об исторических фактах…
История подвязки
С тех пор, как появились первые чулки, возникла необходимость их как-то фиксировать на ногах. В те времена, как считается, резиновую тесьму ещё не придумали. Потому вязаные или шитые чулки, естественно, имели свойство сползать. Вернее даже было бы назвать те первые чулки гольфами, потому как заканчивались они где-то у колен.
Если шоссы, которые считаются прародителями чулок, крепились к поясу, то короткие гольфы-чулки нужно было фиксировать как-то иначе.
Чулки носили далеко не все. Небогатые люди для утепления использовали онучи, портянки и их подобие. Чтобы зафикисровать онучи, вокруг ног оборачивали оборы — длинные верёвки или шнурки. Оборы крепили к обуви, затем обматывали, перекрещивая, вокруг онуч. Такую конструкцию носили, как вы догадываетесь, крестьяне. Богатые предпочитали сапоги. Но, выходит, что именно оборы и являются первым вариантом подвязок.
Подвязками служили кожаные шнурки, тесьма, ленты. На фото вы видите куклу XVII-XVIII века, на которой надеты вязаные чулки с подвязками из лент.
Когда-то, когда чулки носили и женщины, и мужчины, существовала особая мода на подвязки. Их старались делать и удобными, и красивыми.
Одно время подвязки стало модно украшать кокетливыми надписями с особым смыслом. Например: «Выше нельзя», «Любовь ведёт» и тому подобное. На подвязках выше написано: «La Amour les Conduit», «L’Amitie les Ramene».
Дамские подвязки были скрыты от глаз окружающих. Их видели лишь те, кто допускался в будуар дамы во время процедуры одевания или раздевания, а также те кто имел доступ к телу.
Известной мадам де Помпадур, фаворитке французского короля Людовика XV, приписывают заслугу введения в моду подвязок, украшенных кружевами.
На рубеже 18-19 веков в моде были женские подвязки с пряжками и завязками. Существует мнение, что дамы могли поправлять подвязки и чулки прилюдно, демонстрируя при этом не только свои ноги, но и шикарные подвязки. Со временем подвязка, которую носили ниже колен, перебралась повыше. И с тех пор дамы имели возможность не только показать ноги выше колен, но и создать зрительную иллюзию большей длины ног. Этим же целям служат современные модные гольфины. Говорят, что именно тогда и появилась французская пословица: «Лицо женщины — это ее ноги!».
Пожалуй, не стоит говорить, что подвязки украшали настолько, насколько хватало фантазии. В ход шли драгоценные камни, золотое и серебряное шитье, жемчуг и прочее, что было модно в те или иные годы.
Мужские подвязки для чулок всегда были выставлены на показ. Мужчины могли позволить себе пышные подвязки, так как не рисковали запутаться в многослойных юбках.
С развитием производства подвязки стали делать эластичными. Так, в 1920-1930-е годы, когда настала эра фильдеперсовых чулок, дамы получили возможность значительно облегчить себе жизнь благодаря именно эластичным подвязкам.
Мужской гардероб к этому времени уже существенно изменился, в моду вошли брючные костюмы. А женщины всё ещё продолжали носить юбки и платья. И лишь с появлением самодержащихся чулок с манжетами на резинках, а потом и на силиконе, необходимость в подвязках отпала, и они остались лишь как элемент наряда невесты. Но не будем забегать вперёд…
Добби получил носок, — пролепетал домовик, не веря своему счастью. — Хозяин бросил, Добби поймал, и Добби… Добби свободен!
— Джоан Роулинг