Искусство в стиле casual или Как понять прекрасное посредством носков
Когда женщина обнаруживает носки под кроватью по факту — это инсталляция, а процесс снятия носков, скомкивание их и забрасывание под кровать при ней — это уже перформанс. Так, посредством носков, современное искусство проникает в нашу повседневную жизнь, и мы его начинаем познавать.
Ликбез посредством носков
Бренд St.Friday Socks старается не просто делать носки, а нести искусство в широкие массы посредством носков. Вот уже в который раз увидела свет очередная коллекция, которая явно призвана пропагандировать любовь к прекрасному.
Чтобы разобраться в дебрях наисовременнейшего искусства, следует начать с классики. В том смысле, что данные произведения являются каноническими представителями той или иной формы изобразительного искусства. Классика представлена тремя голыми телами и одним телом в саркофаге.
Одно из тел — женское. Пропустим дам вперёд. Обнажённая фигура являет собой фрагмент произведения Поля Гогена «А, ты ревнуешь?». В оригинальном варианте на картине изображены две фигуры.
Гоген творил в форме то ли импрессионизма, то ли постимпрессионизма. Возможно, во время творческого процесса он перетекал из одной формы в другую. Считается, что целью постимпрессионизма вообще, и, соответственно, творчества Гогена в частности, были противоречивые поиски устойчивых идейно-нравственных ценностей, «переход от импрессионистической фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению её длительных состояний — духовных и материальных». Стремясь к данной цели, Гоген, пребывая на Таити, созерцал на пляже двух сестёр (судя по итоговому полотну, обе были одеты в костюмы Евы). Одну из этих сестёр мы и видим на носках.
Если надеть этот розовый носок на волосатую мужскую ногу, получим сочетание постимпрессионизма с целым рядом ещё более современных форм искусства, например, реди-мейд.
Так как коллекция выпущена совместно с Пушкинским музеем, то невозможно было обойти скульптуру Давида, которая встречает своей наготой каждого входящего.
Несмотря на неприкрытое изображение некоторых органов, данное произведение настолько стало классикой, что порнографией не считается. Поэтому «носки Давида» можно смело натягивать и демонстрировать даже в общественных местах — это не будет расцениваться как эксгибиционизм. Микеланджело Буонарроти сотворил сие из цельного куска мрамора. Натуральный Давид имеет внушительные размеры: 5,17 метров в высоту и вес более 6 тонн. Данное творение признано воплощением мужской красоты (как её понимали в эпоху Возрождения), а также считается одним из главных мировых шедевров.
Последний представитель канонов — «Дискобол» скульптора Мирона. Оригинал был давно утерян, и по музеям кочуют копии. Вы тоже можете стать обладателем одной из них, если приобретёте недорого эти носки:
Уже понятно, что любители искусства могут обзавестись всей носочной серией, и тем самым показать миру свои чувства.
Саркофаг Маху — жемчужина коллекции, размещённой в зале Древнего Египта ГМИИ. Маху некогда был держателем участка земли храма Амона. Саркофаг выполнен из дерева (которое в Египет было редкостью и потому ценилось особо) и украшен золотом. Коротко говоря, саркофаг Маху — саркофаг очень богатого человека. Так как мы живём в эпоху развитого олигархата, то почитание подобных символов вполне вписывается в менталитет. Носите носки с саркофагом Маху и чтите олигархов. Даже древнеегипетских.
С классикой разобрались, теперь перейдём к менее известным объектам.
Мужик с бородой и жёлтым лицом, который, как может показаться, был болен желтухой при жизни, символизирует знаменитое произведение (не побоимся этого эпитета!) Винсента Ван Гога «Портрет доктора Феликса Рея».
Доктор Рей — реально существовавший тип, который по случаю оказался лечащим врачом Ван Гога. Говорят, получилось очень похоже. Примечательно, что портрет должен был стать проявлением огромной благодарности художника к своему врачу, но Рей не оценил творение и счёл его автора душевнобольным. Полотно поначалу долго пылилось на чердаке, потом ему было найдено практическое применение — прикрывать дыру в курятнике. Потомки посчитали Феликса Рея равнодушным к искусству человеком.
Если увиденное далее покажется вам тигровой креветкой, то вы — вполне себе оптимистичный персонаж. Реальность, здесь изображённая, намного страшнее и ужаснее…
Данные носки знакомят нас с произведением Анри Руссо «Нападение ягуара на лошадь». 1910 год, холст, масло. Кроме этих двоих на полотне изображены заросли. Анри Руссо — один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Данную картину художник писал в стенах Ботанического сада (Париж), где также обитали чучела заморских животных. Говорят, там его посещали галлюцинации. Действуя по принципу «что вижу, то рисую», творец изобразил драку хищника с добычей в каких-то тропических кустах. Критики пишут, что полотно обескураживает. Поэтому не стоит стремиться увидеть оригинал — довольствуйтесь носочной копией. А вообще над полотнами Руссо смеялись, называли их детскими рисунками.
Потерпите, до конца лекции осталось немного. В конце — самое простое. Пейзажики (почти).
Выше вы видите стилизованное изображение, созданное по мотивам полотна нидерландского живописца Винсента Ван Гога «Море в Сент-Марье» или «Море в Сент-Мари». Да-да! Того самого Ван Гога, который отрезал себе ухо. Как Гоген, Ван Гог был постимпрессионистом. Они дружили, и даже вместе жили. Во французском городке под названием Арль. С этого и началась история про ухо.
Бытовые неурядицы с самого начала омрачали сосуществование двух друзей-постимпрессионистов. Гоген ворчал по поводу грязи (и, возможно, разбросанных носков), грозился уехать, а Ван Гог за это однажды пригрозил бритвой. После ссоры Гоген отправился ночевать в отель, а Ван Гог, оставшись один, взял да и отрезал себе мочку уха. Завернул в газетку и понёс показать знакомой Гогена из местного борделя. Та упала в обморок. Наутро Ван Гога нашли полуживым и отправили в больницу.
При чём здесь морской пейзаж? Он был написан в относительно счастливую для Ван Гога эпоху, которой считается во время жизни в Арле. Как-то Ван Гог выбрался на берег Средиземного моря, в деревушку под названием Сент-Мари-де-ла-Мер. Именно там был написан этот пейзаж и ещё несколько других.
Однажды Гоген и Ван Гог созерцали чудный закат над виноградником. Вскоре миру явилось полотно под названием «Красные виноградники в Арле».
Здесь всё очень оптимистично: собиратели винограда являют собой символ жизни, а картина в целом выражает единение человека с миром, в котором он живёт. Жёлто-оранжевая гамма заряжает оптимизмом. Возможно именно поэтому «Красные виноградники в Арле» были проданы ещё при жизни Ван Гога.
Ну что, вдохновились? Натянем мир прекрасного на ноги?
С городской одеждой лучше использовать нейтральные бежевые оттенки, которые будут гармонично сочетаться с цветом любого дневного костюма. А для вечерней одежды — более светлые и менее прозрачные, с уплотнением на пятке и мыске, которые не будут выходить за границы вечерних туфель.
— Женевьев Антуан Дарьо