По словам Гленна Мартенса, креативного директора Diesel, когда Ренцо Россо, основатель бренда, в 1980-х годах представил джинсы с потертостями — «состаренные», бывшие предественниками рваных, но ещё только выцветшие и каким-либо иным образом состаренные, хотя они были на самом деле новыми, — он отправил коробку своей продукции розничным продавцам в Японию. Продавцы вернули джинсы. Они подумали, что он поставщик ошибся.
Это было 40 лет назад, и, как отметил г-н Мартенс, потёртые джинсы помогли материнской компании Diesel получить доход более миллиарда евро в прошлом году. Почему? Г-н Мартенс утверждает, что они «символизируют разрушение, расширяют возможности владельца и позволяют индивидуализировать базовый стиль».
Другими словами, как писал Толстой в «Анне Карениной», «все счастливые семьи похожи друг на друга; каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», и то же самое касается джинсов. Каждая проблемная пара страдает по-своему, а индивидуальность является движущей силой моды.
Действительно, такие дизайнеры, как Mr. Martens, Ev Bravado и Téla D’Amore из компании Who Decides War, нью-йоркские специалисты по джинсам, в настоящее время превращают идею «состаренных» вещей в нечто вроде искусства: залатывание, соединение, кромсание и прочее. Всё это превращает джинсы в то, чем они никогда не были, и направлет моду на деним туда, куда она никогда ранее не поворачивала. Г-н Бравадо и г-жа Д’Амор считают, что такие уникальные потёртые джинсы достигли статуса «вневременных», как и, например, классическая белая рубашка.
Но всё это — американская версия моды. Это — рассказ о ручной работе, инновациях и истории (а также об устойчивости, поскольку большая часть этих модных порождений всё же полдежит переработке), и поэтому в Америке их можно носить практически где угодно. За исключением, пожалуй, Овального кабинет.
По сравнению с дизайнерскими рваными джинсами их «кузены» из массового рынка кажутся абсолютно неаутентичными.
Отчасти очарование потертых джинсов всегда заключалась в том, что в этих разрывах отражались работа и реальная жизнь, нечто сродни тому, как морщины на лице отражают многие года радостей и печалей.
Нарочно порванные джинсы подобны поролону в бюстгальтерах: они делают грудь более выделяющейся, но не идеальной. Переплачивать за фальшивое преждевременное старение — значит идти по короткому пути, и хотя такие пути могут показаться умными — вы обманули природу! — они также ведут в страну жертв моды.
Даже г-н Мартенс сказал: «Я предпочитаю, чтобы мои джинсы не теряли естественности, начиная с классической пары и заканчивая износом по мере его появления».
Тем, кто очарован рваным денимом и задаётся вопросом как лучше его носить, г-н Мартенс советует сочетать растрепанные джинсы с чётким, безупречным верхом или даже роскошным трикотажем. Г-н Бравадо и г-жа Д’Амор также советуют сочетать потёртые джинсы с «блейзером оверсайз или кожаной курткой и играть с преувеличенными пропорциями». Баланс здесь служит ключом.
У истории моды на рваный деним конец может быть нескорым. До тех пор, пока остаются актуальными тренды на устойчивость, перерабатываемость, рваные джинсы будут флагом всего этого корабля.