Колготки любимых цветов Марии-Антуанетты
Знаменитая Мария-Антуанетта, супруга короля Франции Людовика XVI, незадолго до Французской революции успела ввести в моду пышные причёски с перьями и целую палитру мягких, но при этом выразительных оттенков. В 1781-м самым модным цветом года был объявлен caca-dauphin — приглушённый желтовато-оранжево-зелёный, обязанный своим появлением новорожденному дофину Луи-Жозефу. Об этом событии королеве рассказала её министр моды Роза Бертин. Мария-Антуанетта долго хохотала, выспрашивая у Розы каким образом модные салоны узнали цвет этого самого «caca», а модистка отвечала, что по её предположению «сюрприз» дофина не отличается от «сюрпризов» их собственных отпрысков.
Позже из этого оттенка возникло целое семейство, а к нашему времени эволюционировало до цветов с названиями хаки или милитари. Но взгляните, например, на этот militari: по моему мнению этому оттенку больше подошло бы название «зелёная тоска» или же в духе времени — «зелёная тоска по ушедшему лету».
Колготки оттенка зелёной тоски
Приглушённый серым зелёный кажется вполне мирным и спокойным, не так ли? Если дополнить его другими мягкими тонами то может смотреться как угодно: хоть по-королевски, хоть по-деревенски. Он может быть сложным и простым одновременно — всё зависит от того, как и с чем его подать. В соседстве с чистым голубым этот серо-зелёный становится благородным и величественным, в соседстве с розово-лиловым — забавным и непритязательным. Вообще этот оттенок очень неприхотлив, не капризен, легко сочетается почти с любыми другими цветами.
Он бы, пожалуй, чудно вписался в этот наряд Розы Бертин, если бы она носила колготки, разумеется.
Колготки цвета зелёной тоски порождают мечты о балах, которые так любила Мария-Антуанетта — ведь только они могли разогнать скуку и уныние, порождённые строгим этикетом королевского двора!
XVIII-й век стал культом цвета: в моду входили сложные и необычные оттенки, а популярности им добавляли интригующие названия. Мария-Антуанетта заказывала по 300 новых платьев в год, за что впоследствии от потомков получила титул «первой потребительницы кутюра». Каждое платье было особенным — подданные с нетерпением ждали каждого появления королевы, чтобы начать ей подражать, а скучающая супруга Людовика XVI развлекалась тем, что создавала моду вместе со своей «министром моды» Розой Бертин. Однажды летом 1775-го года Мария-Антуанетта была в очередном новом платье — красно-коричневом, с пурпурным отливом. Король, не одобрявший расточительного хобби супруги, увидев обновку попытался съязвить: «Это же цвет блохи (puce)!», подразумевая пятна от укосов этих насекомых, оставшиеся на простынях после проведённой в их обществе ночи. Пикантность этого названия смогут оценить лишь настоящие французы: ещё с XIV-го века в обиходе была фраза «Avoir la puce a l’oreille» — «иметь блоху в ухе», что было синонимом либидо, «сексуального зуда». Скажите слово «puce» сегодня, и француз либо хихикнет, либо понимающе подмигнет. Слово «puce» (блоха) переняло часть смысла от сходных «pucelle» (девица), «pucelage» (девичья голова) и «depuceler» (лишить девственности).
Мария-Антуанетта слыла законодательницей мод: хоть подданные и позволяли себе проявлять неуважение к своей королеве, но не могли и не раболепствовать, подхватывая чуть ли не все модные причуды двора. Так и платье королевы цвета блохи вскоре оказалось предметом подражания всей Франции: красильные мастерские были загружены заказами на перекраску тканей и готовой одежды. Но, так как добиться полного сходства с оттенком королевского платья удавалось редко, появилась целая плеяда модных блошиных оттенков: цвета блошиных брюшек и спинок, цвет блошиной головки и даже блошиного бедра цвет лохи во время родильной горячки. Цвет варьировался от красновато-коричневого до серовато-пурпурного и стал популярным даже у бедняков, так как оказался практичным и немарким.
Величавая пышность расцвета галантного века: ярко-красные, темно-голубые, затканные холодным золотом камзолы и платья соседствуют с новомодными: светло-голубыми, матово-зелеными, нежно-телесными, будто потерявшими силу цветами – любимыми цветами парижской моды накануне революции.
В это время в моду вошел «блошиный» цвет. Было создано полдюжины его оттенков. Они наименовались: «цвета блохи», «цвета блошиной головки», «цвета блошиного брюшка», «цвета блошиных ног» и т. д. А мадемуазель Бертен, модистка Марии Антуанетты, ввела в моду цвет «блохи в период родильной горячки».
Так они развлекались за два десятилетия до гильотины.
Эдвард Радзинский. «Цари. Романовы. История династии»
Мария-Антуанетта прославилась прежде всего тем, что её ненавидели; она служила настолько хорошим воплощением грехов французского старого режима, что была обезглавлена. Но Мария-Антуанетта также известна своей ролью законодателя вкуса в неоклассическом стиле. В её нарядах, интерьерах, а также в портретах, которые она заказала, мы видим палитру цветов, подходящую для королевы. Эта палитра включает все цвета радуги, но несколько цветовых схем и оттенков оказываются наиболее доминирующими: пастельный синий и жемчужно-белый, красный, зелёный и белый с разноцветными цветочными мотивами. Фаворитом Марии-Антуанетты был лиловый: туфли именно этого оттенка она любила более других.
Первые трикотажные колготки были созданы в 1803-ем году, Мария-Антуанетта покинула наш мир чуть раньше, не дождавшись этой модной новинки. Но и сама новинка была забыта почти на 200 лет, так как не вписалась в требования Викторианской морали. Но, если бы кто-нибудь придумал колготки во времена Марии-Антуанетты, то он был бы просто обязан окрасить хотя бы одну пару в этот лиловый оттенок!
Лиловые колготки
На упаковке написано, что это — колготки фиолетового цвета (Viola), но поверьте, они — именно лиловые! Сиреневыми скорее можно назвать эти, в оттенке которых больше синего:
Сравните оба оттенка и ответьте: какие из них фиолетовые, а какие — сиреневые?
В моём представлении фиолетовый — это глубокий насыщенный цвет. Тот, что на фото, больше похож на спокойный лиловый. Оба они отлично вписались бы в гардероб Марии-Антуанетты! Взгляните на этот портрет дофины в сиреневом платье:
Вам не кажется, что к платью очень бы подошли сиреневые колготки?
А к этому — уже лиловые, не так ли?
Мария-Антуанетта ввела в моду высветленные, а иногда будто припыленные и увядшие оттенки. Говорят, что король, выражая мнение по поводу коричнево-красного платья королевы вместо «цвет блохи» мог бы сказать «цвет увядшей розы», и тогда, возможно, мы бы не познали полноту гаммы физиологичных оттенков, в которой одним из особо выдающихся стал caca-dauphin.
Неяркие оттенки тоже могут быть выразительными. Доказательство — сама Мария-Антуанетта и тысячи её нарядов!
Чулки украшают разговор пары. Мужчина начинает поблескивать остроумием, но галантно. Женщина просто поблескивает тенями.
— Ирина Прибора