Ёлочка, клетка «Принц Уэльский», «гусиные лапки»: коллекция Fogal Осень-Зима 2020-2021 вдохновлена культовыми узорами мужского гардероба
Две с половиной тысячи лет назад римляне, сооружая свои знаменитые дороги, многие из которых сохранились до наших дней, обнаружили, что зигзагообразный способ укладки камня по направлению движения обеспечивает большую долговечность. Эту выкладку они назвали «Opus spicatum» — «работа зигзагами». Но римляне не были первыми. В Северной Италии нашли куски ткани с саржевым переплетением, которая предположительно была изготовлена в III-м тысячелетии до н. э., аналогичными были одеяния Рамзеса Второго, датируемые VI-м тысячелетием до н. э. В Ирландии обнаружили шерстяную одежду примерно VI-го века до н. э. из материала, вытканного фактурным узором herringbone («селёдочная косточка»). Зигзагообразный узор herringbone, образованный чередованием направления нити, мы называем «ёлочкой». Этот узор считается классическим применительно к тканям для пошива мужских костюмов, но также классическими являются и носки, связанные зигзагообразным переплетением пряжи.
Клетка «Принц Уэльский», она же Prince of Wales Check, — это ещё один классический фактурный рисунок, образованный перпендикулярным пересечением полос, сгруппированных по ширине таким образом, что на ткани образуется сложный рисунок из крупных и мелких клеток. Клетку «Принц Уэльский» можно отнести к семейству тартанов — знаменитых клетчатых орнаментов шотландских горцев, хотя, согласно легенде, был придуман чужестранкой графиней Сифилд.
На самом деле Кэролайн Стюарт, графиня Сифилд, прибывшая из Новой Зеландии, решила одеть работников своего поместья в униформу, чтобы отличать их от чужаков. В Шотландии традиционно использовались клановые тартаны, но графиня, не принадлежавшая клану по рождению, не имела права использовать и клановый тартан, а потому придумала свой собственный, который назвала «Глен» ( Glen Plaid) или Glenurquhart Check в честь долины Гленуркхарт (Glenurquhart). Это было в 1848-м году, и вначале гленчек был бело-синим, и лишь позже стал чёрно-белым.
В начале XX-го века король Англии Эдуард VII, позже ставший принцем Уэльским, полюбил носить в неформальной обстановке костюмы с тартаном гленчек, который слегка изменил. Внук Эдуарда VII-го, будущий король Эдуард VIII-ой и Герцог Виндзорский, также оценил практичные костюмы в клетку. Именно благодаря этим двум личностям возник изменённый гленчек, названный впоследствии клеткой «Принц Уэльский» или Prince of Wales Check.
Ещё один знаменитый шотландский орнамент Houndstooth («Собачий зуб»), он же Pied-de-Poule («куриная лапка»), он же «ломаная клетка» и «Гусиные лапки», предположительно был придуман в Шотландии, в местности, граничившей с Англией. Изначально этот узор назывался Border или Border tartan. Плетёный рисунок в виде рваной абстрактной клетки действительно напоминает собачьи клыки, а носили его преимущественно пастухи средневековой Шотландии. «Собачий зуб» в одежде горцев символизировал нейтралитет, отсутствие принадлежности к какому-либо клану, и давал некоторые шансы избежать участия в постоянных междоусобицах.
Возможно, эти и другие исторические факты и вдохновили Жана-Люка Амслера, креативного директора швейцарской компании Fogal, на создание коллекции женских колготок в мужском стиле. Коллекция Fogal для сезона Осень-Зима 2020-2021 — это плотные колготки со сложными переплетениями, напоминающими те самые классические «ёлочку», «Принц Уэльский», «гусиные лапка», свойственные мужской одежде.
От себя добавим, что идею выпустить плотные женские колготки с традиционно мужскими рисунками сложно назвать новаторской. Так, например, 10 лет назад в коллекцию для Осень-Зима 2011-2012 итальянского бренда Oroblu вошли леггинсы и гольфы с узором в ёлочку. Впрочем, это — лишь очередное доказательство цикличности моды. Но, в отличие от попытки Oroblu, Fogal предлагает гораздо более широкую гамму узоров и оттенков — в духе современных требований к большему разнообразию.
С городской одеждой лучше использовать нейтральные бежевые оттенки, которые будут гармонично сочетаться с цветом любого дневного костюма. А для вечерней одежды — более светлые и менее прозрачные, с уплотнением на пятке и мыске, которые не будут выходить за границы вечерних туфель.
— Женевьев Антуан Дарьо