Орден Подвязки
27.01.2018
bracatuS (2834 articles)

Орден Подвязки

«Чтобы почувствовать себя особенно элегантной, достаточно под самый повседневный костюм надеть чулки», — совет старый, но испытанный. Впрочем, почему старый? Ведь колготки вошли в нашу жизнь не так уж и давно – что такое каких-то полвека по сравнению с историей, нашей и нашего костюма? А раньше и выбора не было – чулки, самые разнообразные чулки… и подвязки. Кстати, на последние обращают до обидного мало внимания, и если уж углубляются в историю белья, обычно пишут о самих чулках, лишь вскользь упоминая о том, что их поддерживало. А ведь у подвязок своя, и, заметим, славная история. Если же не обращать на них внимания, они могут обидеться и покинуть вас в самый неподходящий момент. И тогда – конфуз! Правда, в очень редких случаях такая ситуация может обернуться неожиданно…

Давным-давно некая английская графиня танцевала на празднике, и с её ноги слетела подвязка для чулка. Заметив, как смеются некоторые из гостей, сам король поднял подвязку и сказал (по-латыни): «Пусть будет стыдно тому, кто дурно об этом подумает». А затем добавил, что вскоре он поднимет подвязку до таких высот, что все сами почтут за честь её надеть. Слово король сдержал, и основал орден Подвязки – высший рыцарский орден Британии.

Есть и другие версии легенды – мол, однажды королева возвращалась из покоев короля в свои собственные, а он, когда отправился к ней, увидел лежавшую на полу голубую подвязку. Слуга прошёл мимо и не нагнулся, чтобы поднять её. Тогда король, который решил, что это вещица его жены, велел немедленно принести подвязку и объявил, что, несмотря на такое пренебрежение, придёт время, когда все будут её почитать. А знаменитую фразу, ставшую девизом ордена, якобы произнесла королева, отвечая мужу на вопрос, что же подумают о ней люди, если будут знать, что она вот так легкомысленно теряет свои подвязки.

Давным-давно некая английская графиня танцевала на празднике, и с её ноги слетела подвязка для чулка. Заметив, как смеются некоторые из гостей, сам король поднял подвязку и сказал (по-латыни): «Пусть будет стыдно тому, кто дурно об этом подумает». А затем добавил, что вскоре он поднимет подвязку до таких высот, что все сами почтут за честь её надеть. Слово король сдержал, и основал орден Подвязки – высший рыцарский орден Британии.

Что бы ни послужило поводом для основания рыцарского ордена (а есть и ещё варианты), он существует уже более шестисот лет. Подвязку, самый старинный его знак, мужчины надевают на левую ногу, под коленом. Правда, дамы, которых со временем тоже стали туда принимать, поступают с присущей им скромностью и надевают подвязку на левую руку выше локтя. Сейчас это бархатные ленты тёмно-синего цвета, на которых золотом вышит девиз. А когда-то их украшали куда богаче, даже драгоценными камнями.

Словом, деталь туалета, которая удостоилась стать символом старейшего ордена в мире, заслуживает нашего внимания, правда?

Когда в Средние века мужчины носили на ногах длинные плотные чулки, по сути, заменявшие штаны, их, конечно же, нужно было как-то закреплять, чтобы они не сползали. Потому в верхней кромке «шоссов» и по краю верхней одежды проделывали дырочки и продевали в них кожаные или шёлковые шнурки, присоединяя одно к другому – это уже и были, по сути, подвязки.

Носили подобное и женщины, разве что у них всё это пряталось под длинными одеяниями.

Был вариант, когда чулки крепили не к одежде, а к поясу. Да-да, это был прообраз всем нам хорошо знакомой конструкции, пояса для чулок.

И, наконец, самый старый вариант – ноги, обмотанные полосами ткани, а поверх них, чтобы закрепить обмотку, шнурки.

Когда в Средние века мужчины носили на ногах длинные плотные чулки, по сути, заменявшие штаны, их, конечно же, нужно было как-то закреплять, чтобы они не сползали. Потому в верхней кромке «шоссов» и по краю верхней одежды проделывали дырочки и продевали в них кожаные или шёлковые шнурки, присоединяя одно к другому – это уже и были, по сути, подвязки. Носили подобное и женщины, разве что у них всё это пряталось под длинными одеяниями. Был вариант, когда чулки крепили не к одежде, а к поясу. Да-да, это был прообраз всем нам хорошо знакомой конструкции, пояса для чулок. И, наконец, самый старый вариант – ноги, обмотанные полосами ткани, а поверх них, чтобы закрепить обмотку, шнурки.

Позднее, когда в мужской одежде чулки и штаны полностью разделились, чулки продолжали поддерживать подвязкой «крест-накрест». Именно в таком виде щеголял самодовольный Мальволио в шекспировской «Двенадцатой ночи». Бедняга перестарался и затянул подвязки слишком туго…

Нарядную ленту, обычно шёлковую, оборачивали вокруг ноги, сзади концы перекрещивали, а затем либо сбоку, либо спереди связывали в бант. Шёлковые чулки с вышивкой, пышные банты подвязок – мужчины кокетничали даже более смело, чем женщины! А женщины тоже пользовались подобными подвязками, вот только их никто не видел – женские ножки скрывались под длинными, и, начиная с XVI века, весьма пышными юбками. Впрочем, почему это «никто»? Мужья и возлюбленные!

А женщины тоже пользовались подобными подвязками, вот только их никто не видел – женские ножки скрывались под длинными, и, начиная с XVI века, весьма пышными юбками. Впрочем, почему это «никто»? Мужья и возлюбленные!

Женские подвязки в течение столетий постепенно превращались в фетиш, символ победы в любви. Плотской любви – ведь их надевали около колена, там, куда путь был заказан всем, кроме избранных. Это мужские были смело выставлены напоказ, а вот женские – скрыты. Чулки на желанных ножках можно было рассмотреть и при движении, например, в танце, а вот увидеть подвязку, или даже завладеть ей… Только, если дама сама это позволит, и ситуация эта явно будет пикантной.

Поэтому неудивительно, что иногда подвязки украшали вышивкой – то мог быть изящный рисунок (порой откровенный), и надпись со смыслом, поощряющая или, наоборот, охлаждающая чьи-нибудь слишком пылкие намерения, демонстрирующая верность или, наоборот, ветреность: «Вместе навсегда!» или «Умру там, где живу», «Моё сердце занято». Да что там, иногда на подвязках находили себе место пристрастия вовсе не любовные, а политические.

«Красавчик принц Чарли», претендент на британский трон, не смог в средине XVIII века отнять его у Ганноверской династии и вернуть Стюартам, но последователей и поклонников, а также поклонниц, у него было множество. «Наш принц – храбрец» и «Наше дело – правое» – кто знает, может, обладательниц подвязок с такими надписями грозили в своё время серьёзные неприятности, ведь тут уже пахло государственной изменой… Но, должно быть, в область, где красовались подобные подвязки, допускали только проверенных людей!

Учитывая деликатную и привлекательную роль подвязок, неудивительно, что появилось множество традиций, с ними связанных.

Скажем, подвязка невесты символизировала удачу, и, в частности, плодовитость. И если сегодня незамужние девушки на свадьбе подруги ждут букета невесты, то молодым людям нужна вещь куда более интимная – да-да, подвязка. Этому обычаю уже не одно столетие, и хорошо, что невеста в результате стала снимать подвязку сама и бросать в толпу – а то ведь раньше гости сами снимали…

В книге Розмари Хоторн, одной британской леди, которая уже много лет коллекционирует нижнее бельё и изучает его историю, упоминается традиция, существовавшая ещё в начале XX века в одной шотландской деревне – если младшая сестра выходила замуж раньше старшей, то на свадьбе старшая должна была быть в зелёных подвязках. Любой мужчина, которому во время свадебных игрищ, порой весьма не невинных, удалось бы снять эти подвязки, мог потом на ней жениться. А вот надо было выходить замуж раньше, чем шустрая младшая…

Учитывая деликатную и привлекательную роль подвязок, неудивительно, что появилось множество традиций, с ними связанных.

А почему в наши дни подвязка невесты зачастую голубая? Голубой цвет, цвет девы Марии, символизирует чистоту и невинность.

О, сколько знаменитых свадеб мы можем посмотреть по телевизору, прочитать о них в интернете или в книгах! Свадебные наряды невест – актрис, аристократок и прочих звёзд – рассматриваются в мельчайших деталях, так же, как их украшения, букеты, свадебные тиары, фаты и т.д. А вот о подвязках пресса умалчивает. И правильно. Слишком уж интимная деталь. Но вернёмся к истории. Итак, сначала шнурок, затем лента, затем…

Итак, сначала шнурок, затем лента, затем…

Всё ещё формально лента, но уже усовершенствованная – чтобы подвязка не врезалась в ногу, её делали из нескольких слоёв ткани и простёгивали. А к концу XVIII изобрели подвязки с пружинками. Они были, конечно, ещё более плотными, зато надёжно сидели на ноге. Так что, когда в 1791 году женился герцог Йоркский, то в честь этого события были выпущены новомодные пружинные подвязки ярко-красного цвета, под названием «Румянец герцогини».

А ещё предлагались подвязки вязаные – более мягкие, пусть и не такие надёжные.

К 1830-ым годам «некоторые леди прикрепляют к низу корсета два треугольных кусочка ластичной материи, от каждого из которых тянутся по две тесёмки, они пропускаются через петлю из ленты, прикреплённую к чулкам, что делает подвязки излишними».

До хорошо известного нам пояса (или корсета, или комбинации – на ваш вкус) с резинками осталось совсем немного…

А к концу XVIII изобрели подвязки с пружинками. Они были, конечно, ещё более плотными, зато надёжно сидели на ноге. Так что, когда в 1791 году женился герцог Йоркский, то в честь этого события были выпущены новомодные пружинные подвязки ярко-красного цвета, под названием «Румянец герцогини».

К середине XIX века люди покорили, наконец, капризный каучук, изобретя процесс вулканизации резины, и появилась «резинка» в современном смысле этого слова. Использовался и хлопок, и лён, и шерсть, активно применялись изобретённые тогда же искусственные красители, резинки делались не только однотонными, но и узорчатыми – словом, было из чего выбрать! И из чего сшить себе новые подвязки. Ну или не тратить на это время, а отправиться в магазин и купить их (а заодно и пару-другую-десятую новых чулок).

Подвязки из тканой резинки рекламировались не просто как удобные, хорошо держащиеся на ноге, а и как полезные – они не так сильно перетягивали ногу и нарушали кровообращение, как обычные подвязки.

Оборочки, пряжки, бантики, розетки из лент – их по-прежнему можно было украсить по собственному вкусу. Затем, в 1860-ые, появилась парижская новинка – подвязки с тесёмками, которые привязывались к нижней кромке корсета (как говорила Роза Бертен, модистка французской королевы Марии Антуанетты, «новое – это хорошо забытое старое» – вспомним Средние века с их пристёгиванием чулок к краю одежды!).

А в конце 1870-ых уже начинают появляться корсеты, в нижней части которых были специальные петли, «ушки», куда можно было бы вдевать резинку – эта новая модная тенденция будет очень быстро набирать обороты, вытесняя обычные подвязки. Можно было пристёгивать резинки пуговицами. Можно было прикреплять их непосредственно к корсету, а можно – и к специальному поясу, который надевался поверх корсета.

Ну а сами резинки? Упрятанные в чехольчики из шёлка или атласа, с зажимами всевозможных форм, которые и держали чулки (хотите позолоченные? пожалуйста!), разноцветные или обманчиво-скромные чёрные – на любой вкус.

А в конце 1870-ых уже начинают появляться корсеты, в нижней части которых были специальные петли, «ушки», куда можно было бы вдевать резинку – эта новая модная тенденция будет очень быстро набирать обороты, вытесняя обычные подвязки. Можно было пристёгивать резинки пуговицами. Можно было прикреплять их непосредственно к корсету, а можно – и к специальному поясу, который надевался поверх корсета.

В 1890-ых красотки из «Мулен-Руж» (да и не только оттуда) лихо танцевали канкан, высоко вскидывая ноги – можно было во всех подробностях разглядеть, что находится под юбками. Пена нижних юбок с кружевами, панталоны, чёрные чулки и… чёрные резинки-подвязки. Какая уж тут скромность!

Пена нижних юбок с кружевами, панталоны, чёрные чулки и… чёрные резинки-подвязки. Какая уж тут скромность!

Разнообразие было огромным – недаром конец XIX и начало XX века называются временем культа нижнего белья. Пояс для чулок мог быть мягким, например, из бархата или атласа, а мог быть ещё и на косточках, как корсет. На корсете могло быть множество пуговичек – резинки пристёгивались к чулкам, а к остальным пуговицам пристёгивались панталоны и даже нижняя юбка, так что нижнее бельё, включая чулки, превращалось в единую конструкцию – зато ничего никуда не съезжало! Резинки могли составлять с корсетом одно целое, а могли быть и отстёгивающимися. Резинки можно было выпустить из-под панталон, а можно было пропустить в специально сделанные на панталонах прорези. Почему именно так? Чтобы металлический зажим не соприкасался с нежной кожей и не натирал её. Ну а подвязка, охватывавшая ногу? Она тоже будет существовать.

Когда в 1910-ых юбки укоротились, то подвязки зачастую прикрепляли под коленом и делали их особо нарядными, даже сочетавшимися по цвету с остальным костюмом – вдруг это место мелькнёт при ходьбе или в танцев?

А когда в 1920-ых женские платья резко укоротились, а танцы стали требовать резких движений (например, чарльстон), то в разрезе высоко взлетевшего платья тоже вполне могли мелькнуть соблазнительные нарядные резинки… Эластичные широкие пояса для чулок и грации 1950-ых играли роль прежних корсетов – они и делали фигуру стройной (ну пусть хоть на время!), и поддерживали чулки.

Эластичные широкие пояса для чулок и грации 1950-ых играли роль прежних корсетов – они и делали фигуру стройной (ну пусть хоть на время!), и поддерживали чулки.

Но прошло время пышных юбок, которые прятали под собой конструкции из оборочек, косточек и кружев, и подобные пояса ложились на полку в шкафу или выбрасывались – на смену им пришли простые линии 60-ых, а заодно и плотно облегающие пояса с лайкрой.

А 70-ые привели с собой колготки, заодно призвав женщин отказаться от всех этих методов обольщения мужчин – попытка сделать талию более тонкой, себя более соблазнительной…

Долой корсеты, пояса, чулки, подвязки и резинки! Долой! Да здравствует свобода!

Ну и чего мы добились? Свободы, да. А заодно и того, что чулки, которые придерживаются поясом с резинками или подвязками, не исчезли, а приобрели особый шарм, шарм прошлого. Соблазнительного прошлого.

Когда женщина утром не надевала джинсы и носки или колготки и мини-юбку, а медленно и бережно натягивала тонкие чулки, а затем или пристёгивала их к нарядному поясу с помощью атласных резинок, или надевала подвязки – кружево, вышивка, банты, оборки… Бельё не для троллейбуса, а для лимузина. А ещё лучше – кареты. Романтика, роскошь, неторопливость, нега. То, чего нам так часто не хватает сегодня.

Звезда бурлеска Дита фон Тиз знает толк в соблазнении: она часто появляется на фотографиях в чулках с подвязками и выпустила собственную линию белья, где так же присутствуют несколько вариантов поясов с подвязками…Ну и чего мы добились? Свободы, да.

Словом, оставьте колготки будням.

А когда захотите себя порадовать (а заодно – чего уж скрывать – и того, кому вы позволяете любоваться полоской кожи над краем чулок и трусиками), доставайте из ящика подвязки. Или пояс. И пусть это не так удобно, как колготки, зато так… кокетливо!

Все мы чуть-чуть кокетки. Хотя бы иногда.

Актриса Хелена Бонэм Картер шокировала и восхитила всю кинообщественность, продемострировав подвязку с британским флагом в поддержку фильма «Король говорит»

Марьяна Скуратовская, историк моды

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Чулки несут психологический аспект «предложения» и «доступности». Кружевная резинка чулок обрамляет женское естество в виде праздничной декорации, при этом чулки совершенно не скрывают женское начало, а, наоборот, подчёркивают его не-закрытость.
Это несколько напоминает «день открытых дверей».

— Фотограф Андрей Бородин

Теги Подвязки

bracatuS


Комментарии

  1. Ира 28.01.2018, 02:45
    Статья, которую я долго ждала... и дождалась!

Написать комментарий

*