Вот уже несколько дней не утихают дискуссии вокруг так называемых «оренбургских пуховых лосин», которые едва не стали очередным интернет-мемом. Всё началось с ряда предложений купить или заказать пуховые лосины на сайтах для мастериц и интернет-аукционов. Продавцы выставили фотографии тёплых пушистых лосин, связанных из козьей шерсти, снабдив иллюстрации зазывными текстами с использованием фраз «русский кашемир», «пух козы», «русские зимние лосины», «модный фетиш», «для мужчин и женщин», «ручная работа» и тому подобное.
Пуховые лосины. Фото: Ebay
Первыми заинтересованность проявили шерстяные фетишисты. Возможно, продавцы, снабдившие эпитетом «фетиш» свои изделия из пуха, и не подозревали, чем это обернётся для них. На данный момент значительная часть предложений о продаже пуховых лосин ручной работы скрыта.
Обиду по поводу дискредитации оренбургских изделий видом «неэстетичных» лосин выразила Евгения Камалдинова (представитель оренбургской фабрики, название которой нам установить не удалось) в интервью изданию 56nv.ru:
…Нам очень обидно, что такие некрасивые, неэстетичные изделия в какой-то мере даже позорят лицо Оренбургского края.
Скриншот страницы сайта 56nv.ru
Кто на самом деле дискредитирует оренбургские пуховые изделия?
Знаменитые оренбургские пуховые платки известны с незапамятных времён, когда ещё не существовали «марки» или «бренды» в нынешнем понимании.
История оренбургского пухового платка, если верить общепринятым данным, началась с появлением в Оренбургском крае казачьих поселений. Скудость почвы не располагала к земледелию, и женщины приложили свои умения прясть и вязать кружева, используя для этого не лён и не хлопок, а найдя новое волокно — козий пух.
Как писал исследователь Оренбургского края Р.Г. Игнатьев в 1880-е годы: «У башкир и терперятей вязание на спицах и вообще эти изделия еще не употреблении — бедные их не знают, а богатые же, зажиточные покупают подобные на базаре». Не знакомы с вязанием были и некоторые тюркоязычные народы, соседствующие с Оренбуржьем. Казахи в начале 20 века носили не вязаные, а суконные чулки. Поэтому, согласно сохраненному письму 1861 года, «некоторые султаны» просили направить им мастерицу-пуховницу с Оренбургской линии для того, чтобы они научили их вычесывать, обрабатывать и вязать из него перчатки и чулки, а самое главное платки».
В начале 19-го века во Франции вошли в моду кашемировые шали. Они были чрезвычайно дороги и являлись символом роскоши. Оренбургские шали стоили немного дешевле, а по качеству практически не уступали изготовленным в Индии или в Кашмире. Так оренбургские пуховые платки прославились на весь мир.
Стоит отметить, что платки и шали, подобные оренбургским, создавались ив других краях с суровым климатом, где обитали аналогичные породы коз — с длинным и мягким подшерстком. Например, миру известные шетландские шали, которые вывязывают из пуха животных, обитающих на Шетландских островах. Оренбургские и шетландские изделия имеют множество сходных черт, начиная от качества пуха, узоров, и заканчивая способностью продеваться через кольцо.
Очень вероятно, что оренбургское пуховязание появилось намного раньше, а в 18-м веке благодаря «рекламе» о них узнали и по всей России, и в других странах.
Таким образом, изобретение знаменитого оренбургского пухового платка не сможет приписать себе ни одна современная фабрика. Оренбургское пуховязание возникло как народный промысел, вне мануфактур и прочих объединений работников или работниц одной профессии. Выходит, что оренбургские пуховые изделия — это нарицательное имя, как, например, тульские пряники.
Кто обманывает потребителя?
В том же интервью интернет-изданию 56nv.ru пиар-менеджер неустановленной оренбургской фабрики Евгения Камалдинова рассказывает: «активно преследуем контрафактную продукцию, очень много заявлений было написано, много судебных процессов. Продукция такая по всей России, и нам в одиночку, конечно, не справится». Из комментариев упомянутого интернет-издания следует, что «На адрес фабрики Оренбургских платков приходят гневные письма, о том, что пушистые лосины вызывают аллергические реакции и невыносимый зуд. К тому же, такие рейтузы, по словам пользователей сети, линяют. Из них лезет пух, такого с фирменным товаром просто не может быть, ведь прежде, чем присвоить изделию статус Оренбургского пухового платка, областные вязальщицы приносят свои изделия на экспертизу, после чего получают специальный сертификат.».
Примечательно, что в статье не указываются реквизиты фабрики, не рассказывается детально, каким образом проходит экспертиза и на каком основании. Отсюда вопрос: а существует ли ГОСТ либо ТУ на оренбургские пуховые лосины?
На данный момент ГОСТа на оренбургские пуховые лосины не существует. Возможно, на неких фабриках есть ТУ. На государственном уровне всё, что касается изделий, изготавливаемых народными умельцами, регулируется Федеральным законом «О народных художественных промыслах» № 7-ФЗ. В данном нормативном акте вводятся некоторые термины, которые будут нам полезны в целях установления истины — могут ли изделия частных мастеров называться «оренбургскими пуховыми», либо нет.
Согласно ФЗ «О народных художественных промыслах», «мастер народного художественного промысла — физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями». Таким образом, признаётся существование индивидуальных мастеров и допускается возможность изготовления ими изделий народного художественного промысла именно в соответствии с традициями, а не техническими условиями или государственными стандартами.
Следующая цитата из закона: «изделие народного художественного промысла — художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла». То есть, единственное требование, предъявляемое к оренбургским вязаным пуховым изделиям — это соответствие установившимся традициям.
И, наконец, последний важный вопрос: могут ли изделия, созданные за пределами Оренбуржья, называться «оренбургскими пуховыми»? В соответствии с законом «народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.». Выходит, что если пуховое изделие вывязано «на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности», а не непосредственно в самой местности, то оно также может называться предметом народного промысла. Иными словами, если мастерица из Оренбурга переедет в Москву и продолжит там заниматься пуховязанием из соответствующего пуха, то её изделия не потеряют лицо, а сможет и впредь именоваться «оренбургскими пуховыми».
В данном законе упоминается некий «Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов». Прямого упоминания об оренбургских платках или других вязаных оренбургских изделиях в данном перечне нет. Есть лишь пункт 11 «Художественное ручное вязание», под которым понимаются «Изделия, выполненные ручной узорной вязкой на спицах или машинным способом с ручной доработкой узоров, ажурным вязанием крючком.»
Но, несмотря на существование законодательной базы, пока не удаётся выяснить, какие именно пуховязаные лосины можно отнести к оренбургским.
Согласно пункта 1 статьи 8 Закона «Для осуществления деятельности по отнесению изготовляемых изделий к изделиям народных художественных промыслов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются художественно-экспертные советы по народным художественным промыслам.» Таким образом, полномочия по отнесению вязаных пуховых лосин к изделиям народных промыслов возлагаются законом на органы исполнительной власти определённого субъекта, в данном случае — Оренбургской области, и не входят в компетенцию каких-либо коммерческих организаций вроде фабрик. Отсюда возникает вопрос: на каком основании некая оренбургская фабрика проводит экспертизы предметов народного промысла и принимает решения о соответствии или несоответствии предоставленных образцов понятиям об оренбургском пуховязании?
Что такое настоящие оренбургские пуховые лосины?
Какими свойствами должны обладать настоящие оренбургские пуховые лосины? Должны ли они обладать способностью продеваться сквозь кольцо целиком, или хотя бы каждая «нога» отдельно? Регламентируется ли цвет исходного пуза и конечного изделия? Оговаривается ли длина ворса? Каким узором должны быть связаны лосины? Можно ли называть «оренбургскими» изделия, которые были вывязаны не в Оренбуржье? В конце концов, каков может быть состав нити оренбургских лосин?
Оренбургские вязаные изделия изготавливались из неокрашенного козьего пуха, соответственно могли быть белыми, серыми или чёрными. Наиболее распространёнными были серые вязаные изделия. Шаль-паутинка вывязывалась из нити, которая состояла из шёлка и накрученного на него пуха. Тёплые платки, чулки и другие изделия вывязывались исключительно их пуха.
На сайте одной из оренбургских фабрик «рейтузы женские» (они же лосины) имеют несколько инновационный для исконно оренбургских пуховых изделий состав, а именно: пух — 57%, вискоза — 28%, эластан — 15%. По-видимому, дешёвая вискоза (искусственное волокно) заменяет традиционный шёлк, а наличие эластана — дань современной индустрии. Изделия с эластаном лучше «садятся» почти на любую фигуру, и у производителя не возникает необходимости дорабатывать лекала. При этом леггинсы и даже колготки среднего и премиального класса могут вовсе не содержать эластичных волокон в своём составе, а быть вывязанными исключительно из смеси шерсти с хлопком, кашемира с шёлком.
Кстати, о кашемире. На различных интернет-ресурсах пропагандируется мнение, что оренбургский пух «очень тонок (тоньше в мире нет). Его толщина 16-18 микрон. Для примера — толщина ангорской шерсти или мохера составляет 22-24 микрон». При этом некоторые авторы смело утверждают, что пух оренбургских коз по своим свойствам превосходит кашемир.
Для справки:
Кашемир – это пряжа или полотно, сотканное из пуха коз , выращиваемых в Монголии, Тибете, Непале и Кашмире (Индия). Длина и толщина волоса пуха определяют качество волокна. В зависимости от толщины волоса, пух подразделяется на категории: кашемир, кашгора, ангора. Диаметр волокна кашемира не должен превышать 19 микрон. Кашемир наилучшего качества получается из пуха с диаметром волокон от 10 до 14-15 микрон. Диаметр волокна кашгора – от 17 до 19 мкм, ангоры – 19 и более микрон.
Самые тонкие и длинные волокна кашемира называются «пашмина» (от перс. «pashm» — пух, подшерсток). Их тонина не превышает 13-15 мкм, что в 5 раз меньше человеческого волоса (75 мкм)! Этот пух не стригут, а вычесывают с груди и живота горных коз — его количество очень ограничено и составляет не более 50 г с одной козы.
Какой пух самый тонкий в мире?
Самый лучший подшерсток образуется у животных, обитающих в самых сложных условиях. Так, например, лучший кашемир получают от монгольских высокогорных коз, которые обитают на немыслимой высоте и вынуждены приспосабливаться к пронизывающим ледяным ветрам, низким температурам и разреженному воздуху. Оренбургским козам также приходится несладко, потому и они вынуждены отращивать тонкий и густой подшерсток.
На данный момент самой тонкой в мире считается шерсть викуньи. Тонина шерстинки викуньи — всего от 10 до 16, обычно — 12 – 13 микрон. Это и есть самая тонкая, редкая и дорогая шерсть в мире. Торговля шерстью викуньи определяется международными договорами.
Таким образом, несмотря на патриотичные всплески, пух оренбургских коз не является самым тонким в мире. Первенство признано за шерстью викуньи.
Впрочем, попытка дискредитации изделий мастеров из других стран с целью продвижения собственных изделий выглядит неразумно и к тому же может противоречить российскому законодательству о рекламе.
На данный момент и частные мастерицы, и целые фабрики из Оренбурга, Волгограда, Воронежа и других городов соревнуются между собой и борются за покупателя. Неудивительно, что вы пылу конкурентной борьбы некоторые позволяют себе чересчур смелые обвинительные высказывания в адрес конкурентов. Так какие же пуховые лосины в самом деле следует покупать? Какие из них окажутся тёплыми, мягкими, нежными?
Как показывает практика, своего потребителя найдёт каждая вещь, ибо о вкусах не спорят. Кому-то милее трикотажное фабричное изделие из выбеленного пуха, кому-то – действительно тёплое, вывязанное исключительно из натурального пуха, без единого синтетического волокна.
Множество интернет-сайтов позволяют индивидуальным мастерицам продавать свои работы по всему миру. При этом потенциальные покупатели могут ориентироваться на отзывы других покупателей и общий рейтинг продавца. При этом продавец не вправе удалять все негативные отзывы.
Интернет-магазины «официальных» фабрик редко дают возможность оставить отзыв. Как вы думаете, почему? Неужели боятся негативных комментариев? Впрочем, отсутствие отзывов о вязаных изделиях на сайтах интернет-магазинов крупных фабрик компенсируется множеством отзывов на специальных рекомендательных ресурсах. Если их изучить, то вполне можно сложить общее мнение о фабричной продукции. Зачастую сравнение фабричных вязаных изделий и изделий индивидуальных мастериц не в пользу первых.
Как видим, налицо неравенство рыночных условий: индивидуальные мастерицы-вязальщицы должны придерживаться качества изделий, иначе их мелкий бизнес потонет в негативных отзывах. Фабрики могут себе позволить владеть собственными интернет-магазинами и по своему усмотрению давать либо нет покупателям возможность оставлять отзывы, а также удалять негативные комментарии.
Однако в соответствии с действующим законодательством мастерицы имеют полное право вязать оренбургские пуховые изделия, руководствуясь при этом сложившимися традициями.
Так кто же на самом деле дискредитирует «марку» оренбургского пуховязания: мастерицы, которые делают свои изделия древним способом и из соответствующей пряжи, либо фабрики, поставившие всё на коммерческую основу?
Главное фото: WSJ Magazine, Anna Jagadozinska
What’s your Reaction?
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
В качестве лекарства чулки иногда были незаменимы. В конце 1930-х, в Шропшире, вызвали врача к одному тяжелобольному мужчине. Врач спросил его жену, как она лечила больного, та ответила: «Ах, доктор, и чего я только ни делала! Даже чулки его под кроватью крестом уложила!». Чулки помогали от ангины: грязный чулок пяткой на горло оборачивался вокруг шеи и оставлялся так на всю ночь.
Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать что Вас это устраивает.ХорошоНетPrivacy policy