«Он явится к ней в жёлтых чулках, а этот цвет она ненавидит, и в подвязках накрест – мода, которой она не выносит».
Вильям Шекспир, «Двенадцатая ночь или Что угодно»
Поскольку в прежние времена мужчины, а не женщины упорно демонстрировали свои затянутые в чулки ноги, нам необходимо изучить причуды их одежды для дальнейшего освещения эволюции чулок.
В облике мужчины из высшего общества XVI-го и начала XVII-го века преобладала ярковыраженная мужественность: внушительный торс, узкая талия и крепкие бёдра, которые конусообразно сужались, переходя в полные ноги с мускулистыми икрами и аккуратными щиколотками. Для гармонии с мощным торсом была существенно важна пара замечательно красивых, стройных мужских ног, и появилось множество способов подчеркнуть их достоинство, например, подвязки накрест.
Обычай носить подвязки накрест уходит в прошлое на сотни лет, к тому времени, когда льняные или шерстяные полосы ткани наматывались поверх чулок от щиколоток до колена на манер портянок, а их концы заправлялись внутрь или завязывались. Часто онучи полностью заменяли чулки.
И крестьяне, и джентри (нетитулованное мелкопоместное дворянство) обматывали ноги. Крестьяне – для защиты, джентри – для красоты. Подвязки накрест носили только придворные и духовенство, и этот фасон с удовольствием переняли молодые аристократы во второй половине XVI-го века. В надежде привлечь внимание к ладным ногам, облачённым «как подобает» в гладконатянутые чулки, подвязки накрест завязывались так: подвязка, которая теперь была сделана из шёлковой ленты, прикладывалась спереди ниже колена, концы отводились назад, где перекрещивались, и завязывались большим бантом сбоку, или, реже, спереди. Отличным образчиком этого стиля является бедный обманутый Мальволио из шекспировской «Двенадцатой ночи». Но только вот подвязка, прошу заметить, не обвивала ногу, словно виноград садовую решётку (как показывают во многих постановках).
Елизаветинские шёлковые чулки были безумно дорогими. В счёте от портного 1600-го года указано: «Заплачено за пару мужских шёлковых чулок — 25 шиллингов». По тем временам это были большие деньги.
Во времена Елизаветы бытовала ещё одна любопытная мода, чисто мужская, — на короткие штаны, также известные как широкие штаны (чтобы окончательно вас запутать!). Они входили в костюм, состоявший из двух частей: пышного, на подкладке, камзола, скроенного наподобие того огромного, который носил мистер Панч*, и штанов, также мешковатых и пышных (даже, как я читала, с прорезями и отверстиями), которые доходили до колен, где прикреплялись к тонким чулкам, создавая с ними единую конструкцию – это и были короткие штаны.
*Панч – аналог русского Петрушки.
Пышности добивались, набивая штаны тряпками, шерстью, волосом и даже отрубями. Есть замечательная история о молодом человеке, который, увлёкшись горячей оживлённой беседой с группой дам, зацепился штанами за гвоздь, и оттуда посыпались отруби. Штаны осели к ужасу владельца и крайнему веселью и восторгу дам.
Богатые аристократы хранили верность этому нескладному фасону вплоть до прихода короля Карла I – человека со вкусом, причём строгим. Тогда камзолы и короткие штаны значительно «усохли», однако щёголи продолжали заботиться о форме своих ног, и ещё несколько десятилетий носили фальшивые икры по необходимости.
Термины «стрелки» и «завитки» относятся к вышивке и отделке на внутренней или внешней стороне чулок, украшающих в первую очередь щиколотки или голени. Эти слова встречаются в источниках ещё 1530-го года, и даже сегодня любой производитель чулочных изделий поймёт, о чём идёт речь, но происхождение этих терминов неясно. Считается, что словом «стрелка» обозначается стрелка часов или широкораспространённый рисунок «ёлочкой». Это была декоративная техника, впервые применённая к изготовлявшимся на заказ чулкам, чтобы спрятать уродливые подгоночные швы на щиколотках. Вставные стрелки, вшитые клинья, применявшиеся также для подгонки – они достигали 14-18-ти сантиметров в длину – в XIV-м и XVII-м веках и мужчины, и женщины очень ценили искусно украшенные чулки, и на некоторых чудесных полотнах такие можно увидеть.
Мне очень нравится выставленный в музее «Виктории и Альберта» портрет Ричарда Сэквилла, графа Дорсецкого, написанный в 1616-м году, изображающий Его Светлость в шикарных, ярко-голубых шёлковых чулках с великолепными стрелками от щиколотки до середины икры, выполненными золотой нитью с внешней и внутренней стороны.
Портрет Ричарда Сэквилла, графа Дорсецкого
Музей Изящных и прикладных искусств в Лондоне создан в 1858-м году, назван в честь королевы Виктории и её супруга.
Молодые люди могли привлечь внимание к своим ногам также посредством чулок с подкладкой. Это были верхние чулки, предохранявшие более изящные и дорогие нижние от контакта с грубой внутренней поверхностью сапог. Верхние части были великолепно украшены и окаймлялись тончайшей вышивкой. Они выглядывали из-за голенищ вышеупомянутых сапог или заворачивались поверх них. Будучи предметами роскоши, верхние части были съёмными, их носили с разными верхними чулками по необходимости.
Пока что мы рассказываем в основном о мужчинах, следивших за капризами чулочной моды, хотя в XVII-м веке женские чулки были точно такими же как и мужские во всех отношениях, если не считать того, что их не было видно – почти – после примерно 1625-го года, когда юбки стали подметать подолом пол, и длина их оставалась такой последующие 50 лет. Всё начинает выглядеть гораздо веселее, легче и миловиднее, когда Карл II возвращается из изгнания в смехотворных ренгравах**.
** Ренгравы – короткие штаны, такие широкие, что больше напоминают юбку.
В своё время Кал весьма близко познакомился с множеством женских чулок и подвязок, взять для начала хотя бы те, что носила его жена, Екатерина Браганская, возможно, несколько жестковатые и перекрахмаленные, но те чулки, что носили его любовницы – леди Каслмейн, леди Портсмут, Люси Уокер и, в особенности, Нел Гвин, были, я полагаю, намного приятнее на ощупь.
«Нелли из Уэльса знала что почём, и лучшее приберегла для встречи с королём».
В XVIII-м веке чулки, как мужские, так и женские, становились всё более привлекательными, совершенными и удобными. Их вязали вручную или на станке, и, хотя многие старики не желали отказывать от изготовленных на заказ чулок, к каким привыкли в юности, молодые щёголи теперь носили полосатые, клетчатые и пёстрые.
В производстве чулок использовался хлопок, шерсть, джерси, камвольная пряжа или шёлк; популярными цветами были красный, алый, голубой, коричневый и серый, но подобающе одетый представитель среднего класса или аристократ надел бы чёрные, которые годились для любого случая кроме свадьбы или бала, когда белый цвет был обязателен.
Женские чулки заканчивались прямо над коленями. Выполнялись они тонкой или грубой вязкой из камвольной пряжи, хлопка, шёлка, и совершенно уникального газового шёлка.
В 1755-м году получила развитие новая идея, предложенная в «Солсбери Джорнал», где предлагалось, чтобы имя дамы было выткано на чулке в процессе изготовления. Кому было, похоже, наплевать на своё имя, так это проститутке с великолепного полотна Уильяма Хогарта «Сцена в таверне»: она чувственно раздевается при людях, а ней голубые чулки украшены алыми зигзагами и короной над вставными стрелками. Подарок знатного клиента? Или краденные? Или куплены на барахолке? Мы этого не знаем, единственное, что нам ясно – эти элегантные чулки обеспечивают отличный пиар и привлекают должное внимание к ногам. Подвязки на девушке – тоже алого цвета, в соответствии с её профессией.
«Сцена в таверне»
На другом конце социальной лестницы – законодательница хорошего вкуса для аристократии, добропорядочная Джейн Остин, которая испытывала явную слабость к чулкам – она часто упоминает их в своих романах, а также в письмах к сестре Кассандре.
«Ты ничего не говоришь о шёлковых чулках, а посему я тешу себя надеждой, что Чарльз (Фаул, близкий друг семьи) не смог их купить, поскольку мне будет затруднительно за них рассчитаться – все свои деньги я потратила на покупку белых перчаток и розового фильдеперса***».
***Фильдеперс – тонкий шёлк, использовавшийся в качестве подкладки.
Любопытно узнать, что в 1796-м году светский молодой человек мог купить для девушки чулки, и это не сочли бы дерзостью.
Цитата из аудиокниги «Неглиже. Нескромный взгляд под», Розмари Хоторн.
What’s your Reaction?
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Чтобы устранить риск неприятных сюрпризов, при покупке чулок старайтесь выбирать их цвет при дневном освещении, потому что искусственный неоновый свет большинства магазинов делает цвет чулок светлее, чем он есть в действительности.
Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать что Вас это устраивает.ХорошоНетPrivacy policy