07.05.2020
bracatuS (2834 articles)

За чулками в Париж и обратно | Как одевалась советская элита

— Саша! У меня чулки порвались!

-???

— Стрелка пошла снизу вверх!

— На завтра закажу самолет в Париж, слетаешь купишь! Только бери уж с запасом!

(из воспоминаний Любови Орловой)

Сто лет назад, когда до наступления нейлоновой эпохи оставалось всего лишь 3 десятилетия, производители женских чулок усиленно искали альтернативу натуральному шёлку: поставки из восточных стран были под угрозой из-за политических отношений. Именно тогда на пике моды оказались фильдеперсовые чулки, и почти одновременно с ними — вискозные. Фильдеперс и фильдекос, обладающие красивым шёлковым блеском, делались из хлопковой пряжи, подвергнутой процессу мерсеризации — обработанной щёлочью и затем опаленной. Вискоза стала одним из первых искусственных волокон, нашедших применение в бельевом трикотаже.

После революции 1017-го текстильное производство сократилось в 15 раз. Женщины носили мужскую одежду не только потому, что это было в духе времени, но и по причине дефицита «женских штучек». Лишь советская элита могла позволить себе одеваться так, как хотелось. Киноактриса Лариса Рейснер и супруга красного военачальника Федора Раскольникова представала в героическом образе: расстреляв насильника, она спрашивает: «Ну, кто еще желает попробовать комиссарского тела?». В реальной жизни Рейснер разъезжать на автомобиле в экспроприированных шиншилловых манто. Близкая подруга Ленина Инесса Арманд тоже не стеснялась появляться на людях в роскошных нарядах, аналогичное позволяла себе первый советский посол Александра Коллонтай. Те, кто были выездными (имели право выезжать за границу) старались одеваться у лучших кутюрье.

Лариса Рейснер. Фото: edu.jourcsu.ru

Лиля Брик, запомнившаяся по плакату Ленгиза, была знаменитой модницей и заказывала чулки Маяковскому, когда тот уезжал за границу. Лиля Брик одевалась только у дорогих берлинских и парижских кутюрье, в частности, у Мадлен Вионне. На заднем сиденье её автомобиля частенько покачивался чемодан, полный великолепной одежды на все случаи жизни. Влюбленный в Лилю Маяковский из каждой заграничной командировки привозил чемоданы подарков. Зарабатывал он много. Владимир Маяковский и сам был известным модником. Его манерой одеваться восхищался Ив Сен-Лоран – портрет советского поэта висел в доме модельера.

Лиля Брик

Другие выездные поэты и писатели тоже с энтузиазмом осваивают заграничный кутюр. Есенин, Ильф и Петров – кумиры и одновременно недостижимый идеал советской молодежи. Таких счастливчиков — единицы.

Весной 1921-го года на смену военному коммунизму внезапно пришел нэп. Власть неожиданно ослабила туго натянутые вожжи, народу разрешили вспомнить о себе, доме и семейных ценностях. И оказалось, что, несмотря на войну, разруху и революционный пожар в крови, женщины по-прежнему хотят быть женщинами. Более того, и мужчины все еще предпочитают женственных барышень.

В моде новые танцы. Становятся популярными фокстротные вечеринки со своим дресс-кодом. У дамы должно быть так называемое «платье чарльстон». Талия занижена, броские вышивки или аппликации и, конечно же, масса шляпок. Мужчины же надевали узкие брюки, пиджаки с достаточно яркими рисунками, галстуки/бабочки, котелки. Революционная идея, разумеется, все эти вольности осуждает.

Но мода – это уже не только удел нэпманов, она уходит в народ, упорным сорняком прорастает сквозь большевистские запреты. Шьют в основном сами — из всего, что попадается под руку.

Суровое общественное мнение постепенно смягчается. Уже не стыдно быть нарядной, аскетизм военного коммунизма больше не в моде. Короткие юбки, обнажавшие ножки, требуют хороших чулок. А чулочные фабрики после революции все еще не заработали в полную силу. Чулки на многие годы – беда и тайная страсть миллионов советских женщин. Хорошо было тем, кто мог привозить их из-за границы.

Настоящие парижские чулки стоили фантастически дорого. Для тех, у кого не было возможности доставать заграничное белье, журнал «Работница» печатает статьи о том, как их сберечь.

С тридцатых годов тон в советской моде однозначно задает Любовь Орлова. Она суперпопулярна. Зрительницы ходят в кино не только ради фильма, но и для того, чтобы зарисовать наряды кинозвезды. Многие из этих нарядов придуманы Ламановой. Она становится одним из первых художников по костюмам в истории нашего кино. В 24-ом она помогает своей ученице Александре Экстер в создании костюмов для картины «Аэлита». Именно с этой ленты началась советская кинофантастика. Также она делает костюмы к кинофильмам «Цирк» и «Александр Невский».

Сценический образ Орловой также во многом подсказан Надеждой Ламановой. Женщины будут копировать прическу Любови Орловой, ее походку и осанку. Однако актриса с ее ростом 158 сантиметров и талией 43 сантиметра – труднодостижимый идеал. У Орловой была настоящая страсть к красивому белью, особенно фисташкового цвета. Купленные в Париже капроновые «шовные» чулки французского производства после одного-двух надеваний дарились женскому окружению — можно было себе позволить…

Любовь Орлова

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Старайтесь не носить тёмные и красноватые чулки с чёрным костюмом, поскольку это создаст мрачный и даже унылый вид; лучше всего с чёрным сочетается бежевый. И, несмотря на то, что загорелые ноги хорошо смотрятся с белым или пастельным летним платьем, чулки аналогичного цвета плохо сочетаются с белым. Для белого костюма лучше выбрать розоватый или бежевый оттенок чулок.

— Женевьев Антуан Дарьо

Теги чулки

bracatuS


Комментарии

  1. Доброго времени суток, я SEO-специалист с 6+ летним опытом работы в продвижении сайтов в поисковых системах Google и Yandex. Предоставлю портфолио. Viber, Telegram
    • bracatuS Автор 15.05.2020, 17:11
      Вам, наверное, на доску объявлений надо было. Или есть что "сказать за чулки?". Если нет - то не по адресу.

Написать комментарий

*