Заглянем истории под юбку
Глава 2. Достойно королевы
«Где мои чулки? Не хочу больше вязаных чулок! Покажите мне мои красные чулки! Где положили вы вчера мои подвязки?»
Питер Эронделл, «Французский сад»
Вязание, вне всякого сомнения, было чрезвычайно выгодным и созидательным делом в британской истории. С тех пор как оно распространилось в Англии, даже самые скромные семьи могли подзаработать на дому.
К концу XV-го века вязаная одежда вошла в повседневную моду, а с образованием гильдии вязальщиков стало предметом не просто ремесла, но искусства, так же как и в случае с вышивкой, изготовлением гобеленов и кружев. В гильдии заправляли мужчины, из женщин туда допускались только вдовы, чтобы сохранить мастерство их покойных мужей. Вязальщик-подмастерье должен был постичь все тайны профессии, прежде чем стать членом гильдии. 3 года мальчики изучали основы ремесла, после чего их отправляли заграницу для глубокого изучения всех форм замысловатого вязания, принятых в других странах. В конце строка они изготовляли для экзамена рубашку, фетровую шляпу, пару узорчатых чулок и ковёр.
Италия была одним из тех мест, которые несомненно стоило посетить честолюбивому ученику-вязальщику.
В 1562 году Элеонора Толедская, итальянская аристократка, была погребена во Флоренции одетой не только в роскошную дорогую одежду, но и в пару великолепных красных шёлковых чулок, связанных вручную, с ткаными горизонтальными подвязками. Женщина её положения была знакома с подобной роскошью с детства, а вот бедная королева Елизавета I в отличие от своих французских, итальянских и испанских коллег, вынуждена была обходиться старыми нарезками, которые плохо сидели и куда хуже облегали ногу. Генри Герн, поставщик чулочных изделий для королевы, снабжал её чулками косого кроя из шерсти, льна или – реже – из шёлка. Королева любила танцевать гальярду* в благородной итальянской манере, надев модные платья с широкими юбками, из-под которых были видны изящные щиколотки, так что неудивительно, что в молодости она мечтала о более соблазнительных чулках чем те, что шил господин Герн, ведь они, хоть и делались из тонкого шёлка, очень непривлекательно морщились.
*Гальярда – старинный, умеренно быстрый танец, распространённый в Европе в конце XV – XVII веке.
Она, вероятно, решила во что бы то ни стало получить желаемое. Во всяком случае в 1562-м году (по совпадению именно в этом году преставилась Элеонора) зафиксировано, что на Новый год, в день, когда по традиции можно было преподносить августейшим особам подарки включая одежду, Роберт Роботам, хранитель парадного гардероба Её Величества, подарил королеве две пары вязаных чёрных чулок, и на следующий год – обратите внимание! – он поступил так же. Похоже, это были иноземные диковинки.
Все придворные были склонны к скрытности и разыгрывали карту личных услуг Елизавете с предосторожностями. Но считается, что первую пару английских связанных вручную шёлковых чулок изготовила и подарила Елизавете господа Элис Монтегю – шёлковая дама Её Королевского Величества в 1564-м году, когда королеве исполнился 31 год. В этом возрасте женщине особенно нравится чувствовать себя элегантной. Елизавету подарок совершенно очаровал, и госпожа Монтегю, использовавшая по общему мнению в качестве образца пару испанских чулок, подаренных покойному сводному брату Елизаветы – Эдуарду одним из придворных, Сэром Томасом Грешемом, пообещала своей госпоже, что лично изготовит ещё одну пару. Ответ королевы записан: «Да сделайте это! Ведь я так люблю шёлковые чулки! Они приятны, изящны и тонки. Отныне я больше не буду носить матерчатые».
Госпожа Монтегю сдержала слово, и на следующий год связала ещё пару роскошных чулок плюс пару подвязок из тафты с густой золотой бахромой на концах. Счастливица Бесс!
Однако совершенно очевидно, что госпожа М. вязала не слишком быстро, поскольку Елизавета, не сдержав обещания, заказывала нарезки у генри Герна. Возможно, чтобы носить их в холодную погоду или в качестве защиты – поверх шёлковых. Шесть пар шерстяных чулок были поставлены в 1568-м году, а в 1571-м он изготовил ещё 11 пар шерстяных чулок с двойной каймой из бархата и на подкладке из тафты.
Пришиты шёлковыми нитками
Бархатная кайма пришивалась по верхнему краю чулок для прочности. Учитывая, насколько плотными, по-видимому, были эти чулки, неудивительно, что Елизавета не отказалась, когда Сэр Уолтер Рэли предложил постелить свой плащ, чтобы королеве не пришлось наступать вон в ту лужу – чулки от Генри Герна сохли бы целую вечность!
Элис Монтегю также изготовила в 1577-м году для Елизаветы пару шерстяных вязаных чулок из норвичской камвольной пряжи, и после этого её госпожа, похоже, всё-таки отказалась от старомодных матерчатых чулок. Королеве нравилось быть современной, и теперь у неё имелся набор цветных шёлковых чулок, связанных вручную, которые следовало содержать в чистоте и опрятности. «Хорошенько следите за тем, чтобы у чулок не было спущенных петель!», — постоянно напоминала она, и эти драгоценные вещи стирали сами изготовители, а не прачки, поскольку считалось, что привыкшим иметь дело с грубыми льняными простынями прачкам недоставало этого умения.
Королева страшно гордилась своими нарядами, чего не скажешь о её бедной кузине Марии, королеве Шотландской, которая взошла на эшафот холодным февральским днём 1587-го года в старомодных чулках из камвольной шерсти, в каких Елизавета никогда не позволила бы себе умереть. Именно страстное стремление королевы получить как можно больше изысканных чулок в сочетании с её заявлением о том, что это – новая мода, взрастило новое ремесло, которое «Может дать работу многим моим подданным», в результате привели к развитию в Англии производства чулочных изделий.
Цитата из аудиокниги «Неглиже. Нескромный взгляд под», Розмари Хоторн.
Нельзя недооценивать роль чулок в семейной жизни. Женщине в чулках никогда не скажут: «Пельмени пересоленные!» Если женщина в чулках подает пельмени, их съедят, даже если она забыла их сварить.
— Ирина Прибора