Чулки и подвязки
10.02.2017
bracatuS (2834 articles)

Чулки и подвязки

Чулки и подвязки

Внешний блеск

«Краткость есть душа белья»
Дороти Паркер

Предисловие

«В пятнашки играли чулки и резинки, весёлая вышла у них вечеринка!»

Когда мне предложили написать книгу по истории чулок, подвязок и резинок, мой первой реакцией было «Нууу… тут (зевок) поживиться особенно нечем». Ещё никогда я так не ошибалась. Проделанная мной тяжёлая, но увлекательная работа привила мне понимание, любовь и уважение ко всем этим трём предметам туалета. Я даже не думала, что такое возможно. Если вы полагаете, что все чулки похожи друг на друга, и так было всегда, подумайте ещё раз! Это – вечные хамелеоны моды, меняющие свой облик снова и снова, чтобы соответствовать тому, что происходит выше.

Подвязки заслуживают всяческих поэтических восхвалений, и в прежние времена получали их в избытке; поэты крапали стихи о подвязках несравнимо больше, чем о резинках.

Чулки королевы Виктории. Anderson and Garland.

Пара светлых жемчужно-розовых чулок, принадлежавших королеве Виктории… Почти такие же прозрачные, как современный нейлон. Они были изготовлены около 1840 года и могли быть частью её приданого. Буква «P» на кайме означает «Paris» (Париж), хотя английские торговцы трикотажем, включая Морли, Джорджа Брекла и Аленд & Солли (ныне Аристок), также были поставщиками королевы. Корона и инициалы, и номер набора – Виктория заказывала их дюжинами – вышиты вручную сквозной стёжкой. Простые декоративные стрелки великолепно отделаны вручную, а задние швы аккуратно обшиты. Эти изысканные чулки – гордость моей коллекции.

Резинки и верхний край чулок

Они до сих пор порождают трепет предвкушения в мюзик-холлах и школьных раздевалках. Они представляются мне великолепной труппой танцовщиц, которые в своё время приносили нам множество радостей, которые всегда милы с нами… Ну… почти всегда. И всегда заполучают своего мужчину. Здесь вы сможете заглянуть под юбку истории, узнать, почему Елизавета I боялась промочить ноги в луже, почему Фанни Хил довела свой подвязочный бизнес до совершенства, и почему, в конце концов, мальчишки всегда любили хлопать резинками. Это турок истории вы не забудете, я уверена!

Глава 1. С чего всё началось.

«На штаны пошло 1105 с третью локтей белой шерстяной материи, и скроены они были в виде колонн, с желобками и прорезями сзади – чтобы почкам было не слишком жарко.»
Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль

Вы удивились бы, узнав, что чулкам больше 3000 лет. Их история тесно связана с историей вязания, и это простое ремесло было распространено на Ближнем Востоке задолго до правления Клеопатры. Кочевые племена Аравии вязали носки под сандалии на простых рамках с гвоздиками, похожих на тех, что до сих пор радуют детишек и называются «французское вязание». Женщины пряли пряжу, а мужчины вязали. Странно представить великолепную, обольстительную Клеопатру, надевающую носки, чтобы песок не забивался между пальцев.

Во времена Христа в Аравии произошёл постепенный переход от рамки с гвоздиками к костяным и деревянным крючкам и спицам, и с тех пор это ремесло распространилось вместе с христианскими миссионерами, которые таскали с собой своё рукоделие из страны в страну. Морские торговцы покупали образцы вязания, что объясняет, как эти навыки смогли так быстро достичь Испании, откуда в результате произошли самые красивые и сложные способы вязки.

К IX-му веку нашей эры Испания стала центром изготовления шёлковых чулочных изделий ручной вязки. Модное веяние затем быстро достигло Франции и других стран Европы. Примечательно, что за исключением Британских островов.

В те времена вязание оставалось тесно связанным с духовенством, а в изделия высочайшего качества должны были облачаться священники. Церковь процветала в течение средних веков, когда профессиональное вязание в Европе достигло чрезвычайно высокого уровня. Две спицы или больше использовались для изготовления изысканных чулок и церковных перчаток из шёлка с разноцветными узорами. А в это время крестьяне вязали шерстяные шапки и другие простые предметы одежды из грубой упругой сетки.

Чулочные изделия изначально были двух видов: длинные, до бедра (если вы богаты), и короткие, едва доходившие до колена (если вы бедны).

На французской картине XIII-го века изображены Гаспар и Мельхиор – двое из волхвов, принесших дары Христу. На них надеты длинные чулки до бедра, особенно хорош Мельхиор в чёрных чулках с золотым узором и чём-то похожее на пару резинок. И знаете что? Это они и есть! Под одеждой у них были кожаные пояса с петельками, которые прикреплялись к верхней части чулка. Разумеется, первыми задумались о подвязках французы. Потом, как это случалось с множеством других практичных нововведений цивилизации, о них и думать забыли примерно… на 600 лет. И длинные, и короткие чулочные изделия были очень ярких расцветок. Особой популярностью пользовались чулки с пришитыми полосками из лент. Упоминания о таких чулках – и мужских, и женских – то и дело встречаются в «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера, в том числе в строках о великолепной батской ткачихе.

«Чулки носила красные она, и башмачки из мягкого сафьяна»
Джеффри Чосер, «Кентерберийские рассказы»

Не все чулки были вязаными. В Британии, как и в других странах, большинство чулок изготовлялось из ткани, раскроенной поперечным кроем. Эти «кроёные чулки» или «нарезки» шили, вероятно, по той же выкройке, что и те, которые носили французские монахини с XV-го века до 1970го года. Облачение монашек, за основу которого было взято средневековое крестьянское платье, скромное и неудобное, включало в себя чулки или шоссы – штаны-шаровары, плотная одежда, надевающаяся на ноги, из ткани косого кроя или домотканой. Чулки были двух видов: для зимы и для лета. Одни – из шерсти с саржевым переплетением, другие – из плотного льна. И те, и другие шились вручную, швом со щедрым припуском. Эти чулки были такими плотными и несгибаемыми, что легко ставились в угол как пара сапог. Были ли они удобными? Мы не знаем! Но в 1490-м году ходил такой стишок:

Она как гусыня хромает,

Ходить ей чулочки мешают.

У шоссов иногда имелись завязки – чтобы не сползли. Но и короткие чулки можно было так же просто подвязать под коленом.

Мужские длинные чулки в те времена снабжались более сложным устройством: в верхней части или кайме проделывались петельки, через которые пропускали шнурки, затем шнурки продевались в соответствующие дырочки на жакете или камзоле. В сущности, это была ещё одна древняя разновидность подвязок, но не таких элегантных, как у волхвов. Молодые люди той эпохи в полной мере выставляли напоказ свои мужественные конечности, как и другие признаки мужественности, поэтому нет ничего удивительного в том, что вскоре чулки, став чрезвычайно длинными, были соединены в промежности и поднялись далее вверх – выше бёдер, чтобы превратиться в трико, которое сперва едва прикрывало зад. Балет будет вечно обязан этому фасону, подчёркивающему мужскую стать, как видно из стишка:

Когда пред восхищённым залом

Нуреев в танце вёл Марго,

Чуть подвело его трико

И Руди больше видно стало.

Трико всё чаще стали пристёгиваться к всё укорачивающемуся камзолу тем же самым способом что и раньше, хотя теперь подвязки часто заканчивались декоративными металлическими наконечниками.

Чулки ярких расцветок, часто пёстрые, были в моде. Так, одна нога могла иметь тёмный цвет, другая – светлый, или на одной ноге мог быть зигзагообразный рисунок, а на другой – вертикальные полоски. В костюме использовались всевозможные идеи, но главной целью были контраст и роскошь. Как говорит один из героев пьесы того времени, «должны же мои ноги чем-то различаться, ведь одна стоит мне на 20 фунтов больше, чем другая!».

К концу XV-го века та часть трико, которая прикрывала мужские ягодицы, получила название «шаровары» или «бриджи», и могла изготовляться из другого материала и украшаться орнаментом, отличным от орнамента, украшавшего штанины. Создавалось впечатление, что это отдельная деталь туалета, но это, леди и джентльмены, совсем другая история.

Продолжение

Из книги Хоторн Розмари «Неглиже. Нескромный взгляд под»

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Добби получил носок, — пролепетал домовик, не веря своему счастью. — Хозяин бросил, Добби поймал, и Добби… Добби свободен!

— Джоан Роулинг

Теги Неглиже

bracatuS


Комментарии

Комментариев нет! Вы можете первым прокомментировать эту запись!

Написать комментарий

*