17.10.2019
bracatuS (2834 articles)

Как в Барселоне спорили по поводу огромного дырявого носка

Дело было в 90-х. Широко известный как величайший из живущих в то время художников Каталонии, Антони Тапиес был бесспорным претендентом в качестве создателя скульптуры для центрального зала нового Национального Музея искусства. Но только до тех пор, пока он не предложил построить 60-футовый носок.

Фото: соцсети

И с того момента Барселона оказалась разделена глубокой пропастью на две части: тех, кто посчитал творение художника абсурдным примером современного каталонского искусства, и тех, кто говорил, что художественная свобода должна быть неприкосновенна, даже если публика невежественна и не может оценить творческий продукт.

Должно ли искусство быть популярным, чтобы называться искусством? Это, конечно, старая и вечная тема дебатов, и союзники г-на Тапиеса быстро вспомнили, что в списке прочих достойных сынов Каталонии присутствуют Пабло Пикассо, Жоан Миро и Сальвадор Дали, которые частенько создавали произведения, не сразу понимаемые и принимаемые.

Но в данном случае дело осложнилось традиционной гордостью и политикой. Каталонцы гордятся своим языком и сильной региональной идентичностью, гордятся своей архитектурной и художественными традициями, но они побоялись, что носок с дыркой даст повод для насмешек другим испанцам.

Носок, или, вернее, шестидюймовый прототип, который вызывал ажиотаж, также расколол Барселону по политическим линиям, вызвав споры между социалистами, которые управляют мэрией, защищая художественную идею г-на Тапиеса, и консерваторами, которые управляют Каталонией, утверждая, что это неуместно для нового музея.

У обоих имелись рычаги влияния, потому как совместно с Министерством культуры они финансировали преобразование огромного и богато украшенного Национального дворца в парке Монжуик в Национальный музей каталонского искусства, где должны были быть представлены экспонаты от римских и готических скульптур до современных работ.

Дизайном музея занималась Гэ Ауленти, которая десять лет назад выполнила аналогичный проект, когда превратила Гар д’Орсе в Париже в музей д’Орсе. И это была ее идея решить проблему огромного куполообразного центрального зала Дворца скульптурой мистера Тапиеса.

На самом деле 69-летний творец был гораздо больше известен как художник — выставка его работ открывалась в Нью-Йоркском Музее Современного Искусства — но он создал предыдущие скульптуры в Барселоне, в том числе «облако и стул».

Когда в конце предыдущего года художник впервые представил свою модель новой музейной коллегии, брови ее членов тут же поползли вверх. Хотя заседание было закрытым, большинству, как сообщается, понравилось то, что они увидели, но вице-президент совета директоров Рамон Гуарданс высказался против, и никакого решения не было принято.

Фото: соцсети

Вместо этого проблема была передана в мэрию и генералитет Каталонии. Однако еще до вынесения вердикта в местные газеты просочились слухи — а затем и фотографии — о планируемой скульптуре, и начались грандиозные дебаты по поводу дырявого носка.

Звонки в эфире радиопрограмм и газетные колонки с письмами читателей давали основания предполагать, что каталонцы были в основной массе не удивлены. В письме к La Vanguardia, например, Глория Санта-Мария Бальо указала, что модель » унизительна «для каталонского искусства и добавила, что «наш лучший художник» потратил всего полчаса на ее создание.

Фото: соцсети

Вскоре все, от таксистов до посетителей кафе, имели собственное мнение по поводу носка. «Я не знаю, что это может значить», — говорил бармен Алонсо Ариас, -«По-моему, это просто носок». Местным комикам предоставился отличный повод для новых шуток, что не облегчало задачу убедить простых каталонцев отнестись к произведению искусства серьезно.

Художники и писатели Барселоны остались довольно лояльны к г-ну Тапиесу, хотя голоса некоторых критиков звучали громче других. Один известный каталонский скульптор, Хосеп Мария Субиракс, когда его спросили, что он думает о носке, он, не будучи чуждым полемики, ответил, что г-н Тапиес был очень хорошим художником.

Затем настала очередь политиков сказать свое слово. Однако репутация мистера Тапиеса была настолько значима, что даже когда советник генералитета по культуре Джоан Гитарт выступила против размещения носка в новом музее, тот пообещал найти скульптуре альтернативное место.

Президент Каталонии Жорди Пуйоль также не хотел обидеть художника, сказав лишь, что это было «не время и не место» для работы. И когда министр культуры Испании Хорди Соле Тура выразил свои сомнения по поводу скульптуры, тут же был обвинен в ущемлении художественной свободы.

К тому времени, однако, социалисты в мэрии сомкнули ряды вокруг носка. А советник по культуре города Ориол Бохигас, известный архитектор, пошел в атакуу. «Это самая важная работа Тапиеса», — заявил он. — «Прогрессивным, культурным и интеллигентным людям это нравится. Реакционеры, обыватели и консерваторы недовольны им».

Наконец, г-н Тапиес сам дал длинное интервью La Vanguardia, чтобы защитить свою скульптуру. «Я не люблю говорить о своих работах», — сказал он. — «Я всегда считал, что произведения искусства подобны нежным цветам: чем больше ты с ними контактируешь, тем больше им вредишь. Но носок предполагает размышление о предметах повседневной жизни, которым мы не придаем никакого значения. Я хотел продемонстрировать, что вы можете достичь трансцендентности через простой объект».

Фото: соцсети

Он также объяснил, что дыра в носке «может заставить нас думать о тех, у кого дырявые носки или вообще нет носков», и что это подчеркивает «символизм ног и следов». Он добавил, что если скульптура будет построена, то посетители музея смогут войти в носок через отверстие.

Будущее скульптуры, однако, все еще находилось в неопределенности. Поскольку мэрия и генералитет высказали противоречивые мнения, решение должен был принять попечительский совет музея. И г-н Тапиес полагал, что общественное мнение будет проигнорировано. «Я сделал 7000 произведений искусства», — сказал он La Vanguardia. «Интересно, как далеко бы я зашел, если бы каждое из них было вынесено на референдум».

Фото: соцсети

Несмотря на жаркую полемику, скульптуру в виде огромного дырявого носка все же установили. Но — компромиссный вариант. Изначально планировалось, что высота носка будет составлять 60 футов (более 18 метров), но затем сошлись на 2,75 метра, и поместили скульптуру на крыше здания, где размещался Фонд Антони Тапиеса.

Фото: соцсети

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Чулки и колготки имеют интересный эффект: растягиваясь, они становятся светлее. Светлые участки визуально увеличивают объём, тёмные уменьшают. Значит, чулки увеличивают контраст объёма ног: широкие участки выглядят ещё шире, а узкие ещё уже. Это заставляет сердце биться чаще.

— Taras Paschenko

Теги носки

bracatuS


Комментарии

Комментариев нет! Вы можете первым прокомментировать эту запись!

Написать комментарий

*