Синий чулок
Жизнь наших бабушек без книг спокойно шла,
Их воспитанием одно хозяйство было,
А библиотекой — наперсток да игла,
Чтоб дочерям приданое мать шила
Да штопала чулки, избрав благую часть.
А нынче?.. Женщины с усердием упрямым
Пустились сочинять, чтоб в авторы попасть;
К ученой болтовне у них явилась страсть…Жан-Батист Мольер, «Учёные женщины», 1672 г.
Мода на цвет чулок во все времена отличалась скоротечностью. Чем моднее был оттенок, тем дороже стоили чулки, а потому не каждый, претендующий на звание джентльмена, мог себе позволить своевременно приобрести актуальную в сезоне пару. Каков выход? Донашивать старые, вышедшие из моды! Мало того — по этикету полагалось дополнять вечерний костюм изящными шёлковыми чулками, стоившими намного дороже повседневных из шерсти.
Бенджамина Стиллингфлита во время пребывания на модном английском курорте однажды удостоили чести быть приглашённым на приём к Элизабет Веси. По свидетельствам современников мистер Стиллингфлит, философ, писатель, а также учёный-ботаник, не располагал значительным состоянием, а потому вместо модных коричневых чулок донашивал вышедшие из моды синие, и, конечно же, у него в гардеробе не нашлось чёрных шёлковых, в которых бы было прилично отправиться на раут. Похоже на то, что этот господин не особо стеснялся своего материального положения, и без обиняков отказал леди Веси, сославшись на отсутствие подходящего наряда. На что получил ответ: «Ничего страшного, приходите в Ваших синих чулках!».
Собрания в лондонском доме писательницы Элизабет Монтегю, близкой подруги миссис Веси, отличались от прочих сборищ того времени: здесь не играли в азартные и шумные игры, а вели увлечённые беседы на темы, касающиеся происходящих изменений в обществе и политики в целом. Вопреки архаичному укладу, в этих дискуссиях принимали участие и женщины наравне с мужчинами. Бенджамин Стиллингфлит был завсегдатаем вечеров у Монтегю, и в кружке считалось, что без него бывает скучно.
Адмирал Эдуард Боскавен, строго следивший за своим внешним видом, и, в частности, носивший исключительно чулки из чёрного шёлка, недолюбливал главного активиста диспутов у леди Монтегю мистера Бенджамина Стиллингфлита за то, что тот пренебрежительно относился к своему облику, и даже предпочитал дешёвые синие шерстяные чулки. Супруга Боскавена была одной из активисток кружка Монтегю, и адмирал подтрунивал над её феминистскими взглядами и над всей их компанией.
За скандальное отступление от норм, которое регулярно позволял себе Стиллингфлит, и суждениями которого восхищалась супруга адмирала Боскавена, последний, не одобрявший увлечений супруги, окрестил кружок Монтегю «Обществом синих чулок» (Blue Stocking). Ни Элизабет Монтегю, ни её единомышленница госпожа Веси не нашли ничего оскорбительного в данном прозвище, более того — они внесли его в свой внутренний лексикон, трансформировав в единое слово Bluestocking — «Синечулочники», и используя в новых устойчивых выражениях, родившихся в их кружке, например: bluestocking doctrine, bluestocking philosophy.
Даже если Анна Мор, Джеймс Босвелл и Фани Бёрни излагали лишь своего рода ранний городской миф об обстоятельствах появления этого понятия, нет сомнений, что английское слово «bluestocking» выкристаллизовалось в результате этих интеллектуальных бесед в середине XVIII столетия.
Майкл Куиньон, исследователь международных фразеологизмов
«Синие чулки» официально появились в Лондоне в 1750-м, официально переправившись через Ла-Манш в XVIII-м веке. Таким образом, течение за право женщин развиваться интеллектуально наравне с мужчинами попало в Англию из Франции, которая, как считалось, отличалась более свободными нравами, и где не считалось бесполезной тратой времени обучение прекрасной половины наукам вроде математики и философии.
Считается, что начало «синечулочное» течение берёт в Венеции. Тогда в Италии были распространены общества молодых аристократов возраста 18-20 лет, основные занятия которых состояли в организации праздников, карнавалов, состязаний и прочих увеселительных мероприятий. В Венеции подобные общества возникли к середине XV-го века. Примечательно, что назывались они «Compagnie Dell calza» («Компании чулок»). Принадлежность к конкретному «Compagnie Dell calza» определялась цветом «кальцони».
«Compagnie Dell calza» занимались тем, что сейчас называется ивентингом, а вовсе не философскими диспутами. Состояли эти кампании исключительно из представителей мужского пола, женщины в них не принимались. Единственное сходство с возникшими в будущем «Синими чулками» — это выбор элемента одежды для ног в качестве отличительного атрибута.
Впрочем, по иной версии, в том же XV-м веке, к 1400-му году, в эпоху Кватроченто (раннее Возрождение), в Венеции существовал кружок интеллектуалов, состоявший и из мужчин, и из женщин, и целью которого было изучение наук. Члены этого сообщества носили чулки синего цвета.
Синий чулок — презрительный термин для обозначения женщины, интересующейся вопросами интеллектуального порядка. В подтверждение
цитируйте Мольера.Гюстав Флобер, «Лексикон прописных истин», 1911 г.
«Лексикон прописных истин» Флобера представляет собой сатирический словарь, составленный на основе заметок писателя его потомками. В определении термина «синий чулок» Флобер ссылается на произведение Мольера «Учёные женщины» 1672-го года, в котором всесторонне описываются и высмеиваются интеллектуалки, но самого понятия ещё не вводится. Гюстав Флобер жил в XIX-м веке, а философские кружки, в которых состояли и женщины, возникли во Франции в 1590-х. Тогда в Париже клуб «Bas Bleu» («Синий Чулок») считался самым модным в среде учёных дам. Ради эпатажа некоторые мужчины, посещавшие интеллектуальные кружки, приходили не в чёрных или белых шёлковых, а в синих. Со временем ношение синих чулок стало всеобщим увлечением.
Представьте, сэр! У нас на парадном обеде рядом со мной сидела молодая нахалка из аристократок, и один джентльмен сказал мне, что она очень умна, и носит синие чулки. Я не понимаю, какое отношение это имеет к интеллекту.
Пародийное письмо редактору «Мир моды», 1824 г.
Будучи позаимствованным у французов, в английской версии понятие «синий чулок» превратилось в обидное прозвище, которым стали называть скучных женщин невыразительной внешности. Впрочем, в наши дни к эпитету «синий чулок» относятся двояко — порой оно может сойти за комплимент.
Исчезло ли вообще синечулочное движение? Не совсем. Начиная с 1980-х The National Tertiary Education Educational Union (Национальный союз высшего образования) регулярно проводил мероприятия Bluestocking Week в качестве уважения к заслугам женщин-учёных. Одно время инициатива угасла, но вновь возродилась в 2012-м, и с тех пор в августе 2019-го проводилась 7-й раз.
На мероприятиях Bluetocking Week обсуждаются проблемы, интересные не только учёным, но и всем женщинам: равноправие, преследование, домогательства.
Этикет — классическая вещь, и поэтому никакие вновь появившиеся колготки с отрезанными пальцами элегантная женщина носить не может. Если на ней колготки — значит пальцы тоже закрыты колготками.
— Альбина Холгóва