Спорное прошлое первых кашемировых носков
Мир Сайид Али бин Шихаб-уд-Дин Хамадани, родившийся в 1314 году, был поэтом, видным учёным-теологом, суфием. Несмотря на то, что суфии проповедуют аскетизм, именно благодаря Саиду Али Хамадани султан Кутбуддин Шахмирри смог первым оценить все прелести роскошных кашемировых носков. Но эта история неоднозначна, и у первых носков из кашмирской шерсти довольно спорное прошлое…
Саид Али Хамадани, известный в народе как Шах-и-Хамадан или Амири Кабир, принес в Кашмир ремесла и искусства, многие из которых прижились и впоследствии стали считаться традиционными. Али Хамадани прибыл в Кашмир из Ирана со своими 713 своими товарищами и учениками примерно в 1474/879 годах. Он способствовал тайному обмену ремесленниками и мастерами из Хорасана, Хамадана, Ярканда, Самарканда, Хвараза, Туркестана, Бхайка, Муристана и других мест.
Саид Али Хамадани позаботился о том, чтобы художественные промыслы и ремёсла имели несколько центров в различных местах Кашмира. Например, изготовлением бумаги занимались в нескольких населённых пунктах Сринагара, таких как Сафакадаль, в то время как районы Наушера, Макам, Кенхама, Бирвах в Кашмире были выбраны для вышивания, ковроткачества и плетения шалей. Позже местность называли в честь искусства или ремесла, в котором её мастера превосходили остальных. Некоторые такие места всё еще существуют в Кашмире: Камгарпура, Зарабхана, Сазигарипура, Шишгари Мохалла, Каламадан Пора, Эхангар Мохалла и Машалли Мохалла.
С какой целью суфий делал всё это? Дело в том, что в те времена священнослужители и просветители не могли рассчитывать на особо щедрые пожертвования, а потому средства для своей деятельности и проживания им приходилось добывать своими руками. Средством существования Саида Али был пошив шапок. Автор книги «Бахаристан-и-Шахи» утверждает, что Саид Али подарил шапку, сшитую его собственными руками, Хайдеру Шаху и Хасану шаху, а позже эта шапка оставалась у Кутбуддина, султана Сикандара, Зайнулла Абидина, Али Шаха, Султана Удхам Шаха соответственно.
По словам Мир Саид Мустаха Хамадани, Саид Али, когда он пришёл в Кашмир, привез с собой сырую пашмину из Ладакха, и ввёл её использование в технологию изготовления шалей. Он лично изготовил носки из пашмины и преподнёс их в подарок местному правителю, султану Кутбуддину Шахмирри.
По сходной, но чуть иной версии, когда Али Хамадани посетил Ладакх, то впервые открыл для себя тепло и тонкость ладакской козьей шерсти. Он сам вычесал немного козьей шерсти и изготовил себе пару носков. Впоследствии он подарил эти носки королю Кашмира султану Кутубдину Шахмирри. Султан был поражен долговечностью и изяществом кашемировых носков. Али Хамадани привез из Ладакха немного козьей шерсти и предложил султану начать производство шалей в Кашмире. Это и стало отправной точкой для широкого использования кашемировой шерсти.
Поскольку Саид Али уделял большое внимание ризк-халялю (зарабатыванию законными средствами), он стал уникальной личностью во всей истории суфизма. Саид Али совмещал духовность с непрерывным трудом. Местные риши и их духовные последователи довели эту тайную экономическую деятельность до логического завершения, и в результате появились суфии, такие как Батамалло Сахиб. Раньше суфии обрабатывали землю, чтобы накормить нуждающихся и обездоленных, а затем научили людей знаниям, с помощью которых они могли самостоятельно прокормить себя. Таким образом, вместо того, чтобы быть бременем для других, суфии служили человечеству и помогли существенно вырасти местной экономике.
Повешенные крест-накрест в ногах кровати с воткнутыми булавками, чулки отгоняли ночные кошмары и нечисть.