Корпоративный дресс-код — это барометр стандартов приличного общества. Негласно дресс-код также обозначает пределы, в которых допустимо вторгаться в личное пространство. Подумайте, например, о корпоративном дресс-коде в какой-нибудь частной клинике — каждый врач здесь, скорее всего, будет приходить на работу в костюме. Правила строги: синие джинсы, толстовки, кроссовки — всё запрещено. Таким образом, любое послабление требований к чулочно-носочным изделиям представляет собой небольшой разрыв шаблона.
Логично интерпретировать чулочно-колготочный агностицизм некоторых компаний как естественную реакцию на время. Колготки и чулки, которые когда-то были непременным условием в местах, претендующих на респектабельность, превратились в аксессуары, которые женщина носит по своему усмотрению, что говорит о переменах как в степени свободы действий, предоставленной женщинам, так и об изменениях самих этих предметов одежды.
До 1920-х правила приличий запрещали женщинам выходить из дома с неприкрытыми ногами. Но в 1920-х случился модный бум на скатывающиеся чулки: их носили так, будто они самопроизвольно начинали сворачиваться в характерный «бублик». Открывшиеся колени румянили, а иногда и расписывали портретами любимых.
С появлением в 1940-х нейлоновых чулок начался новый бум — нейлоновый. Но уже к 1950-м интерес к чулкам снова упал: женщины всё чаще надевали брюки, с которыми можно было носить носки.
Бум на мини-юбки позволил чулкам пережить возрождение, но уже в виде колготок, которые поначалу представляли собой чулки, пришиты к трусикам.
Несколько десятилетий колготки бурно эволюционировали, появилось множество разных моделей: тёплых шерстяных, хлопковых, ажурных, гладких, и, конечно же, по-прежнему существовали классические прозрачные модели, которые с каждым новым модным витком становились всё тоньше и прозрачнее, пока не оказались едва видимыми.
В 1995-м году популярность чулок и колготок стала неуклонно снижаться. Сложно представить, что они способны вернуть себе былую популярность, пережить новый бум, хотя существуют предположения, что такие иконы стиля как герцогиня Кембриджская, которую дворцовый протокол часто обязывал носить нейлон, могла бы стать движущей силой этого процесса.
Её образы с колготками стали новым поворотом в новой истории чулочно-носочных изделий. Кто может лучше принцессы воплотить в реальность красивые фразы об идеализированной женственности?
Чулки когда-то были олицетворением определенной знойности: швы на ногах оруженосцев в бульварных романах и роковых дам в нуарных фильмах так же важны для настроения, как и линии света, просачивающиеся сквозь венецианские жалюзи. И одновременно они были необходимы для благочестия дам, которые считают неприличным сидеть с босыми ногами на церковной скамье.
Мы должны оценивать нынешнее отношение к чулкам и колготкам в контексте коллапса нижнего белья, начавшегося в 1920-х годах, когда флаперы сбросили корсеты и нижние юбки. Успех колготок в 1960-х годах, которые, по сути, избавили от пояса и лямок для подвязок, стал ответом на мечту суфражисток 19-го века, которые считали необходимость носить чулки с поясом одной из главных проблем рациональной одежды для женщин.
В последние десятилетия некоторые женщины, приступая к своей первой офисной работе, надевали чулки или колготки, потому что так делали их матери. Это просто казалось обязательным — а потом они пришли в офис и увидели, что всё изменилось. Теперь это стало вопросом личного предпочтения, влезать ли в синтетическую оболочку, которая была явным пережитком старой социальной структуры.
Чулки изначально были исключительно мужской вещью. В средневековой Европе представитель элиты, вероятно, носил чулки из бархата, для каждой ноги — особенного цвета, и оба эти цвета соответствовали оттенку гульфика.
В начале 20-го века женские чулки, как правило, были до колен, фактически гольфами, но, когда подол поднялся, их значение возросло. Добавляя блеска и маскируя предполагаемые недостатки, они обладали врожденным гламуром роскошно-несущественного. И поскольку они появились в эпоху, когда люди игнорировали требования моды, рискуя своей общественной жизнью, они удовлетворяли преобладающее представление о приличиях, но не обязательно о скромности. В сознании, как в магазине, чулки соседствуют с нижним бельём.
Современная эра чулочно-носочных изделий началась с демократизации шёлковых чулок, которые когда-то казались презренной экстравагантностью. После Первой мировой цена на чулки упала, их сделали доступными для среднего класса, недавно познакомившимся с «искусственным шёлком» из вискозы, который, с одной стороны, был дешёвым, а с другой — выглядел дёшево.
Компания DuPont представила нейлоновые чулки на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939-м году, показав модель («Мисс Химия»), выходящую из пробирки; её ноги были покрыты полимером, обладающим футуристическими свойствами: «нити прочные, как сталь, тонкие, как паутина», но волокно более эластичное, чем любое из обычных натуральных волокон.
В течение двух лет нейлон захватил 30% рынка, на котором доминировали шелкопряды Японии. Во время Второй мировой, когда компания DuPont направила свой нейлон на изготовление верёвок, брезента и парашютов, нейлоновые чулки исчезли с рынка. Когда они снова появились, последовавшее за этим безумие назвали «нейлоновыми бунтами». Представьте себе эти события как эпицентры возрождения послевоенного потребительства!
В долгосрочной перспективе клиент всегда прав. И теперь клиент всё чаще может позволить себе не быть таковым. Женская одежда не существует сама по себе, в том числе — в определенной профессиональной среде, в которой действует дресс-код. Как правило, чем больше в рабочей среде мужчин, тем больше вероятность того, что женщины в этой среде сделают всё, чтобы прикрыть свои голые ноги тканью, столь же тонкой и едва заметной, как и само намерение прикрыться.
Женщины, работающие в офисах, как правило, не сомневаются в том, что должны носить прозрачные чёрные или телесные колготки в любое время года, кроме, может быть, самых знойных летних дней.
Существуют определенные сферы жизни, где наличие простой пары колготок остается необходимым условием успеха. Но всё реже можно увидеть колготки на ногах «модных» женщин. В 2008-м году, когда Барак Обама баллотировался на свой первый президентский срок, Мишель Обама материализовалась в «The View» и объяснила, что перестала носить колготки «давным-давно». И эта позиция была центристской и прагматичной.
Шикарная женщина теперь обитает в мире, в котором неприкрытым ногам не грозит обмораживающий февральский ветер. Это мощное движение, которое указывает на энергию молодости и мышечный тонус благодаря фитнесу и, возможно, также подразумевает краткость прогулки от арендованного автомобиля до забронированного столика.
Или, в случае с ногами, «одетыми» только в увлажняющий крем или автозагар, это не только новая вариация идеи о том, что мы все должны страдать ради красоты, но и отсылка к обходному пути военного нормирования — макияжу для ног, такому как «жидкие чулки». Смелая нагота утверждает удовольствие от всё более распространенной роскоши — свободы от кодексов мысли, которые, по-своему, так же сковывают, как любой корсет.
Те, кто находит чулки и колготки анахронизмом, могут отказаться от них, в то время как те, кто наслаждается ими или терпит их, могут предаваться множеству ощущений. Когда-то целью следования моде носить чулки было достижение соответствия стандартам красоты. Теперь, когда чулочно-носочные изделия перестали быть такими обязательными, они превратились в способ играть с образом, меняясь в соответствии с настроением. Женственность ажурных колготок и изящная игра точек, вышивка, предлагающая авангардный компромисс между автозагаром и временной татуировкой. Интересно, как бы отнеслись ветераны нейлоновых бунтов, для которых стрелка на чулка была равносильна испорченному дню, к образам в стиле панк с нарочито рваными колготками?
То, что было культурным монолитом, расколото на множество ниш, а официальный язык чулка уступил место вавилонскому просторечию. Эти вещи уже не означают того же, что означали ранее. Например, принятие легинсов в качестве брюк сигнализировало о пересмотре правил в отношении нижней части тела. Женские чулки превратились во что-то новое и в одночасье растворились в ничто.
В качестве лекарства чулки иногда были незаменимы. В конце 1930-х, в Шропшире, вызвали врача к одному тяжелобольному мужчине. Врач спросил его жену, как она лечила больного, та ответила: «Ах, доктор, и чего я только ни делала! Даже чулки его под кроватью крестом уложила!». Чулки помогали от ангины: грязный чулок пяткой на горло оборачивался вокруг шеи и оставлялся так на всю ночь.
Когда Жаклин Кеннеди и ее сестра Ли Радзивилл отправились в Индию в 1962 году, журнал Life опубликовал серию их фотографий в пастельных платьях-футлярах верхом на слоне (Джеки в лимонно-желтом, Ли в лаймово-зеленом) и как они плыли в лодке по Гангу (Джеки в культовом персиковом платье от Олега Кассини), Ли в розоватом). В сопроводительном тексте цитировалась модница, которая отметила голые ноги двух женщин в знойную жару и высказала мнение, что "женщина не одета, если ее ноги тоже не одеты". Многие из нас, кто был молод в 1960-е годы, относились к этим двум красавицам несколько снисходительно, но по мере того, как подолы поднимались, мы больше не хотели, чтобы были видны приспособления для подвязок, и колготки решили проблему, даже если их надевание и снятие не могло сравниться с соблазнительными движениями Энн Бэнкрофт, медленно снимающей свои прозрачные чулки в "Выпускнице". Однако некоторые из нас с возрастом не приветствуют голливудский стандарт голых ног. Немногие женщины на кинопремьерах надевают какие-либо колготки, но мы можем предположить, что это происходит не потому, что они упиваются свободой выбора, а вместо этого подчиняются очередным негласным нормам. Тотальная эпиляция ног воском, спрей для загара и более болезненные процедуры по удалению видимых вен - это просто другая форма социальной пытки подчиняться некоторым неписаным правилам того, как должны выглядеть женщины. И не заставляйте меня снова носить туфли на шпильках, которые они надевают со своими обнажающими ноги нарядами!
Герцогиня Кембриджская не носит чулки из-за дворцового протокола. Британские женщины по-прежнему часто носят колготки из-за холодного климата. Благодаря практическим соображениям колготки не вышли там из моды так же, как это произошло в Америке.