Только богатые могли позволить себе носить розовый | История розового цвета
«Розовый — самый противоречивый цвет в истории моды», — писала Валери Стил, директор музея Технологического института моды и автор книги «Розовый: история панковского, красивого, мощного цвета», — «У него так много противоречивых значений. Он полностью проник в нашу кровь, как вирус, и теперь продолжают появляться различные варианты».
Розовый цвет у многих ассоциируется с маленькими девочками в розовых платьях, с розовыми игрушками, такими как Барби, или принцессой в красивом розовом платье. Розовый в подавляющем большинстве ассоциируется с нежностью и женственностью. Однако такие представления родились относительно недавно.
Розовый больше подходит мальчикам
«Если вы перенесётесь в 18-й век, увидите, что маленькие мальчики и маленькие девочки из высших классов носили одинаково розовый, синий и другие цвета», — говорит Валери Стил, директор музея FIT, Технологического института моды в Нью-Йорке.
Более того, розовый даже считался мужским цветом. В старых каталогах и книгах розовый считался цветом маленьких мальчиков, как сказала Леатрис Эйсман, эксперт по цвету и исполнительный директор Института цвета Pantone.
«Это было связано с материнским красным цветом, который был пылким, страстным, более активным, более агрессивным. Даже если уменьшить насыщенность оттенка, этот цвет ассоциировался с мальчиками», — сказала Эйсман.
В статье под названием «Розовый или синий», опубликованной в отраслевом журнале The Infants’ Department в 1918-м году, говорилось, что общепринятым в одежде является розовый цвет для мальчиков и синий цвет для девочек. «Причина в том, что розовый, будучи решительным и ярким цветом, больше подходит мальчику», — говорится в сообщении.
Так когда же случился переворот?
Отсутствие консенсуса
По словам Стил, гендерная принадлежность розового цвета изменилась не одномоментно.
«В Америке 1890-х и начала 20-го века производители пытались продавать больше детской и младенческой одежды, используя её цветовую маркировку», — сказала она.
Некоторые производители обозначали розовым цветом одежду для мальчиков и синим для девочек, а другие делали наоборот.
По словам Стил, в 1927-м году было многожество региональных различий в том, как продавцы характеризовали цвет. Такие магазины как Best & Co. на Манхэттене и Marshall Field в Чикаго, позиционировали розовый как цвет мальчиков. Другие, такие как Macy’s на Манхэттене и Wanamaker’s в Филадельфии, считали розовый цветом девочек.
«Не было никакого единогласия», — сказала Стил, — «К 1920-м годам из-за маркетинговых экспериментов производителей люди начали думать, что существует различие между розовым и синим для мальчиков и девочек».
Стил считает, что приобретение двух картин XVIII века американским миллионером Генри Хантингтоном положило начало переломному моменту в пользу того, что розовый цвет стал однозначно женским. «Синий мальчик» изображал мальчика, одетого в синее, а «Пинки» изображал девочку в розовом наряде.
По словам Стил, покупка Хантингтона получила широкую огласку в американской прессе. Люди начали думать, что на протяжении сотен лет синий цвет ассоциировался с мальчиками, а розовый — с девочками. Но это неправда, сказала она.
«Если оглянуться назад, маленькие мальчики в XVIII веке носили синее и розовое, взрослые мужчины носили синее и розовое, дамы и маленькие девочки носили синее и розовое», — сказала Стил.
Декларативность
Сегодня ни мальчик, ни мужчина не могут носить розовое, если это не является каким-то заявлением, декларативностью, говорит Джо Паолетти, академик и автор книги «Розовое и синее: отличие девочек от мальчиков в Америке».
Паолетти говорит, что если бы её друг-мужчина носил розовый галстук или розовую рубашку, это было бы проявлением декларативности. «Если бы это был просто цвет, вам не пришлось бы этого делать. Вы используете розовый галстук, чтобы показать, что «я феминистка» или что «я не привязана к гендерным ролям».
Эйсман соглашается, что наблюдается устойчивый рост использования розового цвета мужчинами. «Но нужен мужчина, который посмотрит на это и скажет: «Мне не страшно носить розовое» или «Я не думаю, что другие люди будут считать меня слишком женственным, если я буду носить розовое», — сказала она.
Однако исследователи из Pantone обнаружили, что розовый цвет адаптируется в мужском гардеробе всё больше, чем когда-либо прежде. Такие производители рубашек как Pink in London и розовые рубашки-поло от Ralph Lauren повлиялина рост популярности этого цвета среди мужчин.
Эйсман сказала, что для некоторых мужчин предубеждение против розового цвета является естественным. Но ситуация меняется.
«Я думаю, что в целом у молодого поколения просто отсутствуют некоторые предубеждения относительно определенных цветов, которые, возможно, есть у отцов и дедушек, которые были воспитаны с идеей, что розовый цвет предназначен только для маленьких девочек, а мальчики никогда не должны носить розовое».
Леатрис Эйсман
Паолетти считает, что мы еще не достигли точки, когда розовый станет просто цветом, но она полагает, что это может случиться. Она отметила, что в конце 1800-х годов, если молодая женщина была одёта в черное, люди предполагали, что кто-то умер и что она в трауре.
«Теперь мы постоянно видим молодых женщин в черном, и никто не спрашивает их, кто умер. Это просто цвет», — сказала она.
Паолетти надеется, что розовый в конечном итоге может стать просто цветом, но этого не произойдет, если в обществе не изменятся сложившиеся ассоциации.
По мнению представителей Pantone, розовый — это цвет, вызывающий сильное волнение, тон, который трудно достичь естественным спсобом и который редко встречается в природе. Почти всегда в нём присутствует какая-то форма искусственного воздействия, создающая визуал, который большинство ассоциируют с этим цветом. Хотя исторически розовый цвет считался очень женственным и даже девчачьим, сегодня его считают одним из самых современных, воплощающих дух времени.
Эволюция розового Pantone
Ещё в 2016 году Pantone объявил тандем двух оттенков Цветами года; розовый Pantone 13-1520 Rose Quartz в сочетании с нежно-голубым Pantone 15-3919 Serenity. Перевернув старомодные взгляды на розовый и обозначив сдвиг в отношении к этому цвету, созданный ажиотаж вокруг миллениального розового в этот момент стал одной из крупнейших тем во всем мире, причем ключевым фактором стал сдвиг в отношении к цвету, ассоциировавшемуся с женственностью.
В интервью с Эрлвином Ковингтоном журналу Damn Magazine о своём взгляде на розовый Вирджил Абло говорил:
«Я чувствителен к цвету. Цвет лежит в основе искусства и дизайна. Цвет сразу вызывает эмоции, и неслучайно один из моих крупных проектов называется Off-White. Когда дело доходит до розового цвета, он возвращается к тому, чем вы обладали в детстве, когда ваш мозг запрограммировался на то, что розовый — это женский цвет, а синий — мужской. Я думаю, что в этом коротком рассказе лежит корень моей художественной практики, которая состоит в том, чтобы разобраться в этих предвзятых представлениях, основанных на выборочных истинах, которые, когда вы становитесь старше, вы понимаете, что они не основаны ни на чем фактическом, а только на консенсусе».
Розовый вошел в цифровую революцию как ключевой цвет в цифровом искусстве, часто используемый в цифровой визуализации. Цифровой розовый намного чище и ярче природного. Часто в этом тоне присутствует сиреневый или синий, придающий ему немного футуристичности.
Известный цифровой художник Андрес Райзингер об использовании розового цвета в его работах сказал:
«В своих работах я в основном использую розовый цвет как мотив, имеющий отношение к нашему телу. Человеческое тело является основой цветовой палитры моих работ, оно с его формой, цветом и текстурой всегда было моим главным источником вдохновения. Более того, розовый — очень редкий цвет в природе. Он присутствует в розовом кварце как естественный цвет. Розовый кварц имеет энергетическую частоту 350 Гц. Считается, что он «поднимает и гармонизирует» ваш сердечный энергетический центр. По этой причине это цвет, который обладает наибольшими целебными свойствами среди всех кристаллов».
Будучи потомком красного, розовый содержит некоторые его характеристики, зачастую в более тонкой форме. Эмоциональные аспекты розового цвета и его атрибуты весьма разнообразны. В то время как мягкие и нежные светло-розовые тона придают нежность, а ароматные цветочные способствуют хорошему самочувствию, сладкие конфетно-розовые придают более игривый характер, а энергичные ярко-розовые заряжают энергией и поднимают настроение.
Желание ощутить глубокую радость и оптимизм — ключевые приоритеты на обозримое будущее. Розовый с большой энергией удовлетворяет эти потребности. Розовый не может не радовать, вызывая положительный эмоциональный отклик; он стимулирует чувства так, как никакой другой цвет.
Розовый немного обособлен, его не затмить. Будучи одновременно женственным и мужественным, современным и игривым, изысканным и выразительным, именно это загадочное качество поддерживает интерес к нему спустя 6 лет после появления Pantone 13-1520 Rose Quartz.
Обновленные розовые оттенки Pantone чисты и свежи, в них есть крошечные нотки сиреневого или синего, и их можно применять во всех отраслях дизайна. Поскольку розовый цвет настолько хорошо зарекомендовал себя, он вновь стал сильным коммерческим цветом.
Утомлённые розовым
В июле на показе высокой моды в Париже, во время превью с Пьерпаоло Пиччоли из Valentino, который сделал всё возможное для популяризации очень яркого розового цвета во время показа осенней коллекции 2022 года, выполненной почти исключительно в цвете «Pink PP» и который стал популярным трендом на красной ковровой дорожке среди таких знаменитостей, как Энн Хэтэуэй и Зендая, его спросили, поддерживает ли он тренд розового Барби и включил ли он больше розового цвета в свою коллекцию. В ответ Пьерпаоло Пиччоли поморщился и покачал головой. Для пресс-тура Марго Робби он создал индивидуальный образ в горошек, потому что считал, что это весело, но, по его словам, в остальном он «предпочитал держаться в стороне». Один раз сделать розовый доминирующим — это заявление, но дважды — это…
В Скиапарелли, модном доме, который настолько ассоциируется с шокирующим розовым, что выставка 2022 года в Музее декоративного искусства была названа «Shocking!», цветом, который Дэниел Роузберри, нынешний дизайнер, выбрал акцентным, был синий Yves Klein.
В одном из выпсков австралийского Vogue, с Робби на обложке, актриса изображена не в том изобилии розового цвета, в котором она предстала в июньском номере американского Vogue, а в красном готическом плиссированном Balenciaga, прозрачном пластиковом Rabanne, и, что интересно, чёрном: чёрный Gucci, чёрный Louis Vuitton и чёрный Chanel.
Выводы
В 18-м и 19-м веках розовый стал более распространенным и утратил привычную связь с роскошью. Его использовали в детской одежде и домашнем декоре и даже считали «женским» цветом. Во многом это произошло из-за роста гендерного маркетинга, который позиционировал розовый цвет как женскую альтернативу синему, который считался мужским.
В 20-м веке популярность розового цвета вновь возросла, особенно в 1950-х и 1960-х годах. Этот цвет стал ассоциироваться с молодостью, бунтом и контркультурой, о чем свидетельствует появление розовых волос, розовой одежды и розовых аксессуаров. Эту тенденцию поддержали такие знаменитости как Одри Хепберн, которая носила розовое в культовой роли Холли Голайтли в фильме «Завтрак у Тиффани».
Сегодня розовый цвет повсеместно используется в моде, красоте и домашнем декоре. Его часто используют в брендинге и маркетинге, чтобы передать игривость, женственность и открытость. Однако этот цвет также подвергался критике за его связь с гендерными стереотипами и объективацией женщин. Некоторые дизайнеры отреагировали на эту критику, используя розовый цвет более провокационно и расширяя возможности, например, в протестной одежде (шляпка), популяризированной во время Женского марша в 2017 году.
В целом, эволюция розового цвета от средневековья до наших дней отражает изменение социальных норм, культурных ценностей и гендерных ролей. Хотя в разные периоды истории этот цвет ассоциировался с роскошью, излишеством и женственностью, его также переосмысливали и интерпретировали таким образом, что бросали вызов этим традиционным ассоциациям.
Колготки, просто лежащие в упаковке на полке магазина — вещь пустая и бессмысленная.
Они как телевизор без зрителя.
Колготки на женских ногах — это целостный объект реальности, вещь в себе, наполненная смыслом и эстетикой.— Фотограф Андрей Бородин